Беларуский этнос сложился к XV веку на основе территориальных культурно-этнических сообществ во времена Великого Княжества Литовского. Подробные этнографические карты белорусского племени составлялись Императорским Русским Географическим обществом на протяжении 44 лет (1875-1919 гг).
Названия «кривичи», «дреговичи», «ятвяги», обозначают территориальные культурно-этнические сообщества. Примерно за 1000 лет их сблизила между собой славянизация. Именно за этот тысячелетний период возникла традиционная беларуская ментальность, воплощенная в архетипах.
Автохтонное население территории Беларуси до XIX века не знало ни гнета завоевателей, ни массовых потоков иммиграции. Наследники балтской археологической культуры, принявшие славянскую культурную парадигму, язык и религию — кривичи, дреговичи, ятвяги — сложились в единый белорусский этнос. Немногочисленые волны мигрантов — варяги времен Полоцкого княжества, вильцы-лютичи и пруссы короля Миндовга, татары Тохтамыша, приглашенные Витовтом — растворились в многоплеменном котле на перекрестке Европы.
Популярная тема для недоразумений и холиваров. "Пришли славяне и выгнали литовцев из Беларуси". — популярный тезис, кочующий из Твиттера в школьные учебники. И игнорирующий труды археологов, историков, этнографов, лингвистов.
Археологические культуры III-VIII веков на территории Беларуси называют "балтскими". Об этом говорят археологи и лингвисты — старейшие топонимы (гидронимы — названия рек и озер) в большинстве своем имеют балтское происхождение.
Из очагов пра-славянской культуры — Пражской в центральной Европе и Пеньковской (Черняховской) на юге — славянская культура проникает на территорию Беларуси. В Летуве беларусов и сегодня называют Gudai (гуды), т. е. готами. На знаменитой какрте Мюнстера Великое княжество Литовское обозначено, как Litvania-Godinia.
В этот период на пути из вряг в греки возникает Полоцкое княжество — центр славянской культуры на "балтских" землях. Не миграция и не завоевание. Просто смена культурной парадигмы.
На востоке — Полоцкое княжество, на юге — Волынское (позже Турово-Пинское) княжество, на западе — ятвяжские земли. Забавная деталь — дикие ятвяги растворились в общем славянском этносе бесследно, а Турово-Пинское Полесье (бывшее море Геродота) до сих пор сохраняет культурную самобытность.
К XIII веку Священная Римская Империя окончательно вытеснила полабских славян с западной Балтики. Новые переселнцы на белорусских землях — лютичи-велеты и пруссы Миндовга, — как когда-то варяги, положили начало новому государству — Великому княжеству Литовскому.
1248 год "132. В этом же году окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами, оставив христанскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литвинам, смело к ним присоединившись..." Monumenta Poloniae Historica
В XIV веке все белорусские земли были объединены в единое государство. К XV веку образовался единый белорусский этнос, принявший эндоэтноним литвины, который в XIX-XX вв. был заменен на белорусы.
Единственным государственным языком на белорусских землях до конца XVII века был белорусский язык.
«Основным результатом действия комплекса социально-экономических, политических, этнических процессов ХIV-ХVI веков на Беларуси явилось сложение самостоятельной восточно-славянской этносоциальной общности — беларуской народности и ее основных этнических признаков — языка, культуры, самосознания.» Игорь Чаквин, Павел Терешкович
Традиционные белорусские фамилии составляют абсолютное большинство в Попису войска Литовского 1528-65 гг, списках Великих литовских канцлеров, гетманов и маршалков — элите ВКЛ.
Беларусь — Северо-Западный край Имерии. Стремительно меняется терминология. Термин литвины уходит из официального обращения, оставаясь прерогативой "сьвядомых змагароў" — будущих филоматов и инсургентов 1830 года. "Естественно, переродиться я никогда не сумею и надеюсь на Бога, что я — или в Кордильерах, или в Панарах (Вильня) — все равно умру литвином...", — Игнаци Домейко.
В первом "Описании всех народов России", составленном после Второго раздела Речи Посполитой, население восточных белорусских губерний именуется "поляками". Позже, в обиход войдет термин "белорусы", ранее обозначавший конфессиональную (униатскую) принадлежность — православных к XIX в. было меньше 6%.
Стоит вспомнить, что большинство современных европейских наций сформировалось в XIX в.
"В конце восемнадцатого века... люди, которые жили на территории от Пруссии до Рейнской области и южной Баварии,
не считали себя немцами. Даже в двадцатом веке крестьяне некоторых европейских регионов не имели понятия,
что они принадлежат к какому-либо этническому сообществу, большему, нежели их локальное сообщество."
Ф. Знанецкий, польский социолог
Только в XIX веке понятие "нация" сместилось от аристократии к крестьянам и мещанам. Забавно, что при этом аристократию из понятия "нация" вычеркнули — так, белорусскую шляхту выносили в "отдельную этнографическую группу" местного происхождения.
Несколько цитат из труда Императорского Русского Географического общества "Россия. Полное географическое описание", 1905
Край, лежащий на перекрестке европейских путей "с запада на восток" и "из варяг в греки", принял и переплавил множество племен — исследования генетиков РАМН РФ и НАН РБ показали высокую генетическую однородность белорусского этноса.
Свой отпечаток наложила пестрая религиозная палитра на протяжении веков. Край — не дремучий анклав, "блюдущий чистоту крови".
И не случайно "белорусская идея", через создание БНР не позволившая Краю раствориться в новой империи, вышла из тутэшай краевасьци.
"Краёвасць не звязаная з ніводнай нацыянальнасцю. Краёўцам можа быць як тутэйшы паляк, так і літовец, беларус, нават габрэй,
калі ён разумее і адчувае дязржаўныя традыцыі Вялікага Княства Літоўскага."
"O krajowosci"
Toloczka (Dryhwicz) Wladyslaw, 1927
"Краёвая ідэя ўзыходзіць да гісторыі так далёка, наколькі даўно існавала Вялікае Княства Літоўскае. Рэальныя формы ёй надаў Вітаўт Вялікі, аб'яднаўшы ў адно цэлае Літву і Русь ды стварыўшы з іх асобны дзяржаўны арганізм паміж Польшчай і Масквой.
Гэтая ідэя свяціла на працягу стагоддзяў шматлікім выдатным асобам з вяльможных родаў Літвы: Гаштольдаў,
Радзівілаў,
Сапегаў, Пацаў,
Агінскіх, у пэўныя моманты захоплівала таксама шляхецкія масы,
а пасля заняпаду Рэчы Паспалітай знаходзіла прыхільнікаў і паслядоўнікаў у шэрагах дэмакратычных змагароў за свабоду.
Гарачым і перакананым яе прыхільнікам быў "дыктатар Літвы" Канстанцін Каліноўскі.".
"Trzydziestolecie ideologji krajowej"
Abramowicz Ludwik, 1936
"Настоящий белорус — это не кровь, а база знаний и ценностей...
единственное, что мы можем точно утверждать о националисте, — это то, что он — человек, в жизни которого существенными компонентами являются
белорусский язык, культура, история и политика, и эти компоненты он готов беречь и защищать."
"Откровения националиста" С. Карпов, 2014
— врач, поставивший президенту диагноз "умеренно выраженная мозаичная психопатия" и пять месяцев левивший людей в зоне бевых действий на Донбасе, в своем интервью:
- Чем украинцы от вас (белорусов) отличаются?
- О! Сильно отличаются. Если, например, подойти к украинцу и плюнуть ему в лицо, он сразу же выхватит шашку и побежит на тебя. Но если закричать ему: "Стой!", накрыть стол, на него поставить графин с водочкой и извиниться, то он присядет, и вы даже можете расстаться с ним друзьями. Он простит на самом деле. Украинцы очень темпераментные, но отходчивые и добрые.
Если же подойти и плюнуть на белоруса, он утрется, улыбнется и ничего вам не сделает. Но в своей памяти поставит галочку и будет помнить об этом годами. И когда вы будете меньше всего этого ожидать, ему представится случай, и он вас пристрелит. Причем так, чтобы никто не догадался, что это сделал именно он. Белорусы весьма терпеливые, спокойные и выдержанные, но на самом деле гораздо более жесткие, чем украинцы. Они очень любят процедуры и порядок, закон.
Национальный характер. Протестные демонстрации в Минске всегда идут по тротуару. Когда загорается красный свет, те, кто идет по пешеходному переходу, останавливаются и ждут. Часть колонны позади них тоже останавливается и ждет. Пока горит красный свет, и едут машины, люди стоят и ждут. Белорусы более закрытые и формализованные. Они довольно трудно принимают решения.
Историк Леонид Алексеев в книге «Полоцкая земля в IX - ХІІІ вв.» (1966 г.) отметил:
"Современные данные археологии и топонимики показывают, что в эпоху раннего железа Восточную Европу населяли три крупные группы племён:
— первая, ираноязычная, занимала Крымский полуостров, Кубань, Нижний Дон, Нижний Днепр и доходила на севере до водораздела Сейма, Десны и Оки.
— вторая, финноязычная, охватывала всё Верхнее Поволжье, бассейн Средней и Нижней Оки, на западе доходила до озера Эзель…
— третья, балтоязычная, охватывала всё Верхнее Поднепровье, включая верхнюю Оку, и уходила на запад в Прибалтику».
Эти три разные этнические группы, соответственно, являлись предками современных украинцев, русских и беларусов. При переходе на славянский язык они сохранили свою антропологию, генофонд и древние традиции."
Кстати, продвигаемый Россией миф о "триедином русском народе" надоел не только "младшим братьям".
Для фино-угорского этноса этот миф столь же нелеп, как и для нас:
"Славяне не ассимилировали финские племена. Это финно-угры адаптировались под новый язык и приняли часть византийской духовной культуры.
Поэтому, у русских есть возможность выбора. Осознать свою укорененность на этой земле, разглядеть в предках не только и не столько славян,
ощутить, что культура русского народа базируется на финно-угорской основе."
kominarod.ru (независимый финно-угорский портал)
Генофонд белорусов
http://udf.by/news/multi/99077-belorusy-kak-slavyanskie-nemcy-infografika.html
Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков
http://hvylya.net/analytics/geopolitics/chto-ukraine-delat-s-belarusyu-i-lukashenko.html
https://zn.ua/personalities/belorusskiy-psihiatr-u-ukraincev-net-balansa-_.html
Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.
Since 2014