К началу XIX в., после Разделов Речи Посполитой, наш Край впервые в своей истории вошел в состав московского гоударства.
В первом "Описании всех народов России" 1793 года, жителей Полоцкой, Минской и Могилевской губерний именовали "поляками". Сами жители называли себя поляками, литвинами, рускими, тутэйшыми, всячески дистанцируясь от "пришлых великоруссов".
С самого начала оккупации Московский патриархат Русской Православной церкви (РПЦ) выступал как мощный рычаг культурно-политической ассимиляции. Московские православные, 300 лет жившие под Соборным Уложением, и жители ВКЛ, жившие под Статутом, имели разные культурные ценности.
Вообще, к началу XIX в. "православных" в ВКЛ насчитывалось примерно 6%. Даже после ликвидации Брестской унии в 1839 году и перевода униатов в "православие", в Виленской губернии белорусов-католиков было больше, чем "новолитовцев" всех вероисповеданий.
После подавления восстания 1830 и восстания 1863, роль и возможности РПЦ в культурной ассимиляции возросли. "Весь учебно-педагогический состав усилиями Муравьева сделался русским и православным". При этом "сяляне цэлымі вескамі адмаўляліся выконваць абрады праваслаўнай царквы... Далучаныя супраць волі да праваслаўя, сяляне самі сталі задавальняць свае духоўныя патрэбы".
После 1863 года РПЦ занимает и перестраивает католические и униатские храмы и монастыри. В нашем Крае появляются первые "золотые цыбулины". Начинается массовое строительство новых "православных храмов" в городах и местечках, переименование улиц и населенных пунтков. Так, в Минске ул. Францысканская стала Губернаторской, Доминиканская — Петро-Павловской и тп. Придумываются "православно-народные праздники" — чествование А.Невского и тп.
Отказавшихся принимать "исконную православную веру" ждали репрессии — штрафы, тюрьма, ссылка, изъятие детей из семьи (по материалам Нацыянальны гістарычны архіў Беларусі - НГАБ).
Отдельным указом запрещена установка придорожных крестов — они воспринимались исключительно как религиозно-политический антироссийский акт.
И о традиционных крестах. Наш классический канон был заложен в кресте Ефросинии Полоцкой — это четырех- или шести-конечный крест. Такие кресты стояли на могилах, при дорогах, на храмах и Двинских камнях. На гербе Вильни и на щите Погони. Сегодня, вслед за цыбулинами, наш край заполнили восьми-конечные "русские кресты", ставшие внезапно очень популярными в пост-советской РФ.
Экспансия МП РПЦ в нашем Крае начавшись в XIX веке, продолжается и сегодня. "Белорусская православня церковь" (БПЦ) — это просто экзархат (филиал) Московского патриархата. В отличие от польской или болгарской автокефальных (независимых) православных церквей. И БПЦ по-прежнему уродует нашу традиционную архитектуру и служит молебны иностранным Невским и Матронам Московским, оставаясь абсолютно инородным телом для нашей истории и культуры.
И даже главный храм белорусского экзархата РПЦ — собор Св. Духа в Минске, — это бывший монастырь бернардинок, где лежат мощи св. Софии Слуцкой, католички и жены протестанта, "заступницы православия в Беларуси".
Вообще, не надо забывать, что со времен Петра-1 московской РПЦ управлял св. Синод под руководством Обер-прокурора, имевшего статус министра — "ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде". Должность не была упразднена даже после развала империи. Патриарх Тихон (†1925), который благославлял БНР в 1918 году, был единственным за 300 лет (1720-2018) главой РПЦ, не признавшим власть государства над церковью.
В том же 1918 году он писал свое Воззвание к властям (большевикам): "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское." В 1922-1924 Тихон состоит под следствием, а в 1923 году Второй Поместный всероссийский собор (первый обновленческий), высказался в поддержку советской власти и вынес решение о лишении сана «бывшего патриарха Тихона».
И если кто-то думает, что РПЦ в Беларуси "продолжает традиции св. Ефросинии", то он сильно ошибается. Ефросиния молилась за свой Край, восточная граница которого совпадает с восточной границе РБ. Границей, на которой адбылося 90% всех войн в нашей истории.
Сегодня католики, униаты, протестанты в Беларуси ведут имшу на мове, молятся за национальных героев и апеллируют к национальной памяти. Так, недавно в Минск был привезен и перезахоронен в костеле св. Роха прах Магдалены Радзивил — фундатарки издания первой книга М. Богдановича. Проведены имшы в память юбилея БНР.
Понятно, что ни одна Церковь, как международный Институт, не ставит себе целью "адраджэньне Беларуси". А своей автокефальной Церкви у нас нет. Но только РПЦ-БПЦ проводит агрессивную коммерческо-идеологическую экспансию, направленную на присоединение нашего Края к чужой стране и уничтожение нашего культурного наследия.
Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.
Since 2014