"Национальный миф создает контекст, в котором национальные идеи получают смысл и влияние. Мифичность национального сознания является гарантией полноценного существования определенного народа."
Миф может стать в XXI веке самой мощной силой на Земле — мощнее блуждающих астероидов и естественного отбора.
Если мы хотим понять, что ждет нас в будущем, то не должны ограничиться взломом геномов и обработкой огромных массивов данных. Мы должны будем расшифровать мифы, которые придают смысл этому миру.
На самом деле, жизни большинства из нас значимы только в той сети мифов, которые мы рассказываем друг другу.
Смысл возникает, когда множество людей совместно сплетают общую сеть мифов.
Изучение истории - наблюдение за плетением и распадом этих паутин - приводит к пониманию: то, что представлялось одному поколению самым важным в жизни, в глазах следующего часто теряет какой-либо смысл.
Люди правят миром, потому что только они способны сплетать интерсубъективную паутину смыслов: паутину законов, влияний, сущностей и мест, которые живут исключительно в их общем воображении.
Исследования показывают, что Homo Sapiens просто не в состоянии завязать личные отношения (хоть враждебные, хоть любовные) более чем со 150 индивидами. Выходит, взаимодействовать в массовом масштабе людям позволяет не личное знакомство.
Это плохая новость для психологов, социологов, экономистов и вообще всех тех, кто пытается разгадать загадку человеческого общества путем лабораторных экспериментов.
Любое наше масштабное взаимодействие зиждется на вере в воображаемый порядок. Это тот свод правил, которые, существуя лишь в нашем воображении, представляются нам реальными и неколебимыми, как гравитация.
Легенды о духах предков и драгоценных раковинах давали Человеку Разумному огромное преимущество перед неандертальцами и шимпанзе, так как позволяли эффективно взаимодействовать сотням, а порой даже тысячам особей.
Базовые способности индивида мало изменились с каменного века. А паутины вымыслов неуклонно росли и крепли, продвигая историю от каменного века к веку кремниевому.
Большинство людей считает, что реальность бывает либо объективная, либо субъективная, и третьего не дано. Но существует и третий уровень реальности - интерсубъективный.
Интерсубъективные сущности создаются взаимодействием многих людей, а не верованиями и чувствами отдельных личностей. Практически все самые важные двигатели истории интерсубъективны (деньги, например, не имеют объективной ценности).
Мы отказываемся признавать фикцией нашего Бога, нашу нацию и наши ценности - ведь они придают смысл нашей жизни. Нам хочется верить, что человеческие жизни имеют некую объективную значимость и что мы приносим жертвы во имя чего-то более важного, чем порождения нашей фантазии.
Северная и Южная Кореи так отличаются друг от друга не потому, что у жителей Пхеньяна и Сеула разные гены. Все дело в том, что севером правят совершенно другие мифы.
Мыслить исторически - значит видеть реальную силу в содержании наших фантазий.
* Юваль Ной Харари — израильский военный историк-медиевист, профессор исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме, автор международного бестселлера "Sapiens: Краткая история человечества". Книга переведённая на 45 языков (на 2017 г.), завоевала Книжную премию Национальной библиотеки Китая за 2015, Марк Цукерберг добавил эту книгу в свой онлайн-клуб «Год книг».
Миф предстает как способ обоснования и трансляции норм культуры. Миф выполняет функцию передачи социокультурного опыта посредством обряда и ритуала. Миф и ритуал представляют собой единство мировоззренческое, функциональное и структурное, которое обосновывает «естественность» существующих культурных традиций и поддерживает значимость моральных принципов.
Следует отметить то, что национальное самосознание по своей природе является мифологичным. Ибо миф лежит в основе мировоззрения человека и выступает важным механизмом консолидации общества.
Ни национальное развитие, ни существующая этническая идентичность не могут существовать вне мифологического основания, которое представляет смыслы, значения и идеалы, обуславливающие действия и изменения социальной жизни.
В этой связи можно говорить о национальном мифе, который призван конструировать общность в этническом и социальном отношении. Национальный миф обеспечивает реализацию геополитических идей, гарантирует идентичность коллективного субъекта и его связь с определенным территориальным объектом.
Национальный миф представляет собой систему идей и образов, через которые определенный народ осознает себя и видит свое место в культурно-историческом процессе. Каждая культура обладает своим уникальным предназначением и ролью в мировой истории. Это проявляется в мифическом восприятии истории нации, ее судьбы и предназначения, и в мифической интерпретации «национального характера».
Национальный миф связывает воедино социальную энергию, формирует и сохраняет коллективную идентичность посредством процесса символизации. Именно символ играет важную роль в образовании национальной идентичности.
Символ представляет собой воплощение тех смыслов, ценностей и эмоций, которые объединяют коллективы. Символы сакрализируют социально значимые ценности и нормы поведения, их важной особенностью выступает способность сохранять и транслировать социокультурный опыт.
Национальный миф создает символический контекст, в котором национальные идеи получают смысл и влияние, и которые переживаются определенной группой людей в ритуализированной коммуникации. Таким образом, мифичность национального сознания является гарантией полноценного существования определенного народа.
Нет никакой национальной идее в прошлом. Можно сегодня придумать беларусскую мифологию, сочинить героический эпос (Владимир Короткевич даже сделал это отчасти), переписать летописи литовских князей на беларусский манер.
Это интересно, занимательно, даже, в ограниченном масштабе, полезно. Но ничего из этого не получится. Время вышло. В наше время (наш модерн, выбросив постмодернистские симулякры) все основания /национальной идеи/ нужно искать в будущем.
Игра воображения безразлична к модальности времени. Можно нафантазировать что-то про прошлое, можно мистифицировать настоящее, и можно мечтать о будущем.
Есть такое доктринальное предложение — IT-страна. Вот сюда нужно направить лучшие умы страны!
* Симулякр — «копия», не имеющая оригинала в реальности
Последнее мнение вызывает у редакции тоскливую грусть и напоминает "Даешь электрификацию всей страны!" от лукича. Какое-то фубля, сорри. Эта идея так же легко интегрируется в "триединуюрусь", как вышиванки и зубры.
Либо Генриковы Артикулы есть частью вашей культуры, либо нет.
— § 17 "В случае же, если мы (от чего, Боже, сохрани!) не выполним этих статей или условий, или учиним что-либо вопреки им,
законам и вольностям, то всех жителей королевства и великого княжества объявляем свободными от должного нам повиновения и верности".
Если нет — их место будет занято чем-то иным. Обязательно будет. И когда вы найдете это иное — "скрыжаваньне бульбы и партизан 41-45", или "мощи матроны Московской", или тп., — сразу станет гораздо проще определиться, куда вам идти.
"Современный миф утверждается в массовом сознании в совершенно новых условиях, по-новому реализуя пространственно-временные отношения.
Время распространения современного мифа сократилось настолько, что возможно утверждать о мгновенности его создания и распространения,
а также о сопричастности каждого представителя общества к его формированию."
Исина Г.И. Мифологема как составляющая картины мира в констексте современности.
https://en.wikipedia.org/wiki/Homo_Deus:_A_Brief_History_of_Tomorrow
https://www.monographies.ru/en/book/section?id=5421
https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=6607
Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.
Since 2014