Откровения националиста С. Карпов
"Белорусский националист — объект договоренности. Когда его обсуждают два «ненационалиста», то их консенсус — в том, что националист — это все,
что в состоянии породить их коллективная фантазия. Определять националиста тезисно не нужно. Он — наш бабай..."
Национальная идентификация
"Культурный контекст, корни, имя и кровь - это, наверно, и есть основные критерии национальной идентификации."
Национальный миф
"Мифичность национального сознания является гарантией полноценного существования определенного народа"
Белорус & Литвин — фобии
"Закон Годвина в действии. Попытки проекции Сапеги и Быкова, вышиванки и Виленского барокко на один народ и одну страну
вызывают в совковом мозгу коллапс и образы гитлера. Постсоветский трэш."
Patria Propria "Где черта между нами?" Б. Гройс
"Все идут к истокам, ищут культурную идентичность. Все пытаются определиться и найти свое место через обращение к очень простым формулам
своей культурной идентичности. Определение происходит в глобальном пространстве конкуренции..."
Белорусоцентристский взгляд на историю А. Тарас
"Например, наши местные "янычары", добровольные слуги Москвы, говорят "освободили Вильню", я говорю - "захватили".
Факт один и тот же — объяснение диаметрально противоположное..."
Русский Мир: "Никакой белорусской традиции нет"
Замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова про Беларусь
Могла ли БНР удержаться? А. Чайчыц
"Не удержались демократические Грузия, Армения и Азербайджан, провозгласившие независимость от России, несмотря даже ни на какое выгодное географическое положение, ни на какой горный ландшафт.
Они были слишком далеко от Европы, да в Чёрном и Каспийском морях не было британского флота..."
Эссе на заданную тему
"— Как вы себе представляете "идеальный" школьный учебник по истории Беларуси?
Грустная такая постановка вопроса. Слово "идеальный" как бы намекает, что таким он будет только в мечтах. Ну, помечтаем..."
Беларусь. Культурный контекст обращение к медиа-реурсам
О создании трендового культурного контекста, войти в который без минимальных знаний истории своего народа будет некомфортно
СРЭБНАЯ СТРАЛА Ў ЧЫРВОНЫМ ПОЛІ Старажытныя беларускiя шляхоцкiя роды. У. Крукоўскi
"Шляхта. Ваяўнічае і авантурнае, гордае і непаслухмянае, бунтарскае, загадкавае племя. Як здарылася, што слова "шляхта"
і ягоныя вытворныя — шляхціч, шляхоцкі, шляхотны — з часам набылі іранічнае, нават зьдзеклівае гучаньне?"
Наши фамилии Ян Станкевич
Статья написана в 1922 году и напечатана в №4 журнала "Беларускi Сьцяг" в августе-сентябре 1922 года.
Хорошая горькая книга В. Мартинович
"У "Мове" я паспрабаваў сабраць у незвычайным сюжэце маё разуменне багажу праблем, звязаных з нашай ідэнтычнасцю, з культурай, мовай і гісторыяй. З тутэйшасцю, з правінцыйнасцю, з гатоўнасцю адмовіцца ад свайго...
"
Катажына Бонда — каралева польскага дэтэктыву
"У мяне 100%-е беларускае паходжаньне. Я гэта ведаю, і гэта не падлягае ніякім сумневам і дыскусіям. Я ні з кім на гэты конт не зьбіраюся спрачацца.
Але ў мінулым, я не буду гэтага хаваць, я лічыла інакш.
"
Tawarystwa amatarau kazak
"Большой миф национальной идеи (необходимый для существования нации) состоит из маленьких сказок.
Сказка в нашем контексте — это сведения, почерпнутые из исторических хроник и академических трудов, ставших классикой. Но не нашедших отражения
в школьном учебнике."
Ave Holywar
"Рыцарям холивара с глубоким уважением посвящается. Благодаря вам, знакомство с историей своего края превратилось из скучного чтения толстых книжек в захватывающий процесс.
"Болеем за наших". Реально круче, чем хоккей. Реально познавательней, чем школьный учебник. ...
"
Беларусь_VS_Lithvania, рефери: Дж. Кришнамурти
"Беларусь или Литва? Неправильные вопросы всегда имеют ответ. Неправильные вопросы и ответы приводят только к новым страданиям и несчастьям...
"
Профессура и "геноцид балтов" VI-XIII вв.
"Краткие комментарии профессоров (антропологов, археологов, историков и лингвистов)
к забавному тезису о вытеснении литовцев белорусами в V-XIII веках с территории Беларуси
"
"Незалежнасць — гэта..." Уладзімір Арлоў
"Незалежнасьць — гэта калі ад нараджэньня да скону пачуваесься сваім чалавекам на сваёй зямлі.
Незалежнасьць — гэта калі з тэлеперадач і газэт раптам зьнікаюць лісты нястомна-таямнічых вэтэранаў і вусьцішныя паведамленьні пра нацыяналістаў...
"
К этимологии терминов "православный" и "православие"
"Это направление христианства в греко-язычном христианском мире получило название "ортодоксия", что в переводе на русский язык означает "истинная вера".
Естественно, возникает вопрос: каким образом "истинная вера" трансформировалась в "православие"?
"
ДНК, гаплогруппы и золотые цыбулины
"Мы с огромным уважением относимся к любым профессиональным исследователям — генетикам, социологам и всем остальным.
Однако попытки обосновать генетическими маркерами
наличие цыбулин на униатских храмах вызывают некоторое недоумение.
"
Зварот да Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь от профессоров
"— любымі сіламі і сродкамі спыніць далейшае руйнаванне нацыянальнай ідэнтычнасці беларусаў,
бо гэта немінуча прывядзе іх да этнічнага вымірання ў бацькоўскім доме..
"
Taler naaha Kraju
— первая монета, связывающая современную Беларусь с ее историческим гербом и наследием...
Поиски "абсолютного идеала"
"Лагодныя этно-крамы, как средняя температура свядомасьци и национальизма в РБ
"
Белорусская национальная идея, Аркадий Рожновский
Как формируются нации – примерно понятно, а вот почему при схожих обстоятельствах одни этносы создают собственное государство, а другие – нет, до сих пор неизвестно.
Шеврон-маркер гражданской сьвядомасьци
тутэйшы или просто "гражданин с паспортом РБ"
Я бэтман. Мы бэтманы. Благодаря фундации Uladzislau Veprzhytski,
тираж limited edition шеврона с Погоней-1432 — has done! (февраль 2019).
Либо эти даты что-то значат для вас, либо нет. Без расчета на эрудицию — вкладыш на бел/англ мовах поможет вспомнить их или познакомиться с ними.
Без императивных (пошловато-банальных) лозунгов "Даешь! За! Против! Всегда! Никогда!" и тп.
Шеврон patch PVC размер d=74 mm, на липучке (velcro, часть hook нашита сзади, часть loop в комплекте).
Prehistory
Поиски "абсолютного идеала" и средняя температура по больнице
Средняя температура
В теории
нормальный спектр нац-колорита по РБ — это от радикальных националистов (факельные шествия Желиговскиий-Вильня или
Сапега-Деулино) до адептов триединства (вышыванки и матрешки).
Тогда "средняя температура по больнице" будет в области Статута. Як мае быць.
На практике
сегодня потолок радикальности — это принты с портретами Гваньини или Калиновского, альбо кволыя ўзгадкі пра Слуцкі Збройны чын.
Вышиванки и матрешки на месте. Т.е. средняя температура — где-то в области буслов-зубров.
В вышиванках и буслах ничего плохого нет. Даже в портрете Калиновского или в абстрактных Погоне-БЧБ.
Это очень универсальные вещи. Годятся как для "незалежнай РБ", так и для "бел-губернии" — Кастуся (Винцента) признавали даже в БССР,
а вышиванка вообще на гос-флаге папыколи. В Минске зубар, в Ярославле медведик — особенности регионов.
Герб города Велиж (РФ) — Погоня на БЧБ поле. Все интегрируется на раз.
За всем этим нет ничего, кроме толерантно фрондирующего тренда. Немного банально и немного пОшло, если честно.
Если власти дадут Погоне и БЧБ статус "национальных" — то БРСМ тут станет абсолютным хэдлайнером.
Однако, "для того чтобы удачно конкурировать, нужно иметь то, что называется "человеческий капитал", а это и есть основы
— своя старая культура, традиция." (с) Б. Гройс
Старая традиция и культура
Дело не в том, какие рушники вышивали поселяне, кто живет в лесу, или кто круче — опричники или гусария.
Бусел или вышивка крестиком — это просто запонки и бантик на костюме национального самосознания. С голым торсом и в запонках — ну, так, на любителя.
Особенно остро это ощущалось на "БНР-100" — вроде ж все Ок, в вышыванке и с БЧБ, что ж не так то? Может то, что поп-арт — слишком слабая связь для нации?
Ну, ее маловато оказалось для того, чтобы просто хором спеть "Погоню" Богдановича или "Гербы" Ходзьки. Марныя намаганьни (выучить слова, например) никога не вабяць.
Есть вещи, которые НЕ интегрируются в "старшего брата". Базовые понятия. Формирующие нацию своей уникальностью.
Апелляция к старой культуре — это не попытка вернуть прошлое. Это определение аксиом, на которых вы планируете строить будущее.
Либо Генриковы Артикулы есть частью вашей культуры, либо нет.
— § 17 "В случае же, если мы (от чего, Боже, сохрани!) не выполним этих статей или условий, или учиним что-либо вопреки им,
законам и вольностям, то всех жителей королевства и великого княжества объявляем свободными от должного нам повиновения и верности".
Соборное уложение или Статут, школы базилианские-езуитские или православные ЦПШ под кураторством Обер-прокурора Св. Синода.
Не интегрируется. Никак вообще. Либо одно, либо другое.
И без старой культуры Погоня есть политический символ бенеэф, "Гербы" — песня на нязвыклай мове, вышиванка — фольк-арт аборигенов.
Поиски "абсолютного идеала"
Понятно, что сувенирная лавочка не лекционный зал. Но статус "этно-адраджэнцев" слегка обязывает.
Самое забавное, что во многом использование одного и того же узкого набора штампов — это прага да "абсалютного идеала".
Альбо удобное на любы густ, альбо никак. Примерно как с полит-лидерами.
Калиновский? — Ок, писал на мове, есть улица, "это наш".
Эмлия Плятер? — Не, не поймут, она ж может и "не очень наша".
После limited edition шеврона с Погоней-91 я хотел сделать что-то совсем "неинтегрируемое".
С Погоней времен Гражданской войны 1432-38. Кшталту "шеврон Stara Litva". Шеврон-маркер сьвядомасьци.
* Да, название "Вялика Литва" — еще более ущербное, чем "Белоруссия". Любое "Велико-Чтосьци" — это вторичное производное от "Мало-Чтосьци".
Кому интересно, "Малая Литва" — это прусские земли за Неманом.
Поскольку для меня это не бизнес, а затратное хобби — логично было поискать поддержки (лучше материальной). К суполкам литвинов претензий нет
— там по определению розных меркаваньняў больш, чым літвінов увогуле. Порадовали ответы профессиональных этно-производителей.
— Некошерный выбор дат. К нам историки заходят, будут несогласныя. Вот Грюнвальда нету. И вообще. Эти даты никто не знает.
Ну, собственно, "колониальные" войны (за Самогитию или там за Ригу)— не самая актуальная фишка этого сезона. И вложить листок-шпаргалку тоже не сложно.
Наўпрост, на мой погляд — лепш якасна на мой густ, чым зусім ніяк на ўсеагульны густ натоўпу.
Радикальный принт — это не Погоня на вышиванке. Это примерно вот так. И да — польский есть такая же часть нашего культурного наследия,
как русский или лацинка. как Люциан Желиговский и его 1-я дивизия Литовско-Беларуская.
Если кому надо — файл "Желиговский" и "$17" .psd, размер 3000х3000, прозрачный фон, — можно скачать на синих кнопках. Вменяемых вариантов может быть много.
Это спич не о том, что все кругом монпасье, один я дартаньян. Это про то, что забавные панки моей советской юности были в 100 раз радикальнее
и в 100 раз лучше доносили до неофита основы своей культуры, чем современные этно-бунтари. Хотя "проклятый Запад" был от них гораздо дальше,
чем Кревская уния от вас.
Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.