"... В том же случае, когда придется преследовать врагов, неприятелей наших,
которые убегали бы с нашей Литовской земли, то для этого рода преследований,
которое по-народному (обыкновенно) называется pogonia (погоня), обязуются отправляться не только рыцари, но и каждый мужчина ...".
Грамота В.кн. Литовского Ягайло, 1387
[ "... Quotiescunque etiam hostes et adversarios nostros et ipsius terrae nostrae Lithuanicae fugitivos insequi opportuerit, ad insequutionem huiusmodi, quod роgоniа vulgo dicitur, nоn solum armigeri, verum etiam omnis masculus, cuiuscunque status aut conditionis extiterit, dummodo аrmа bellicosa gestare poterit, proficisci teneatur ..." ]
В белорусской геральдике Погоня занимает особое место. Ей посвящены работы историка, геральдиста и сфрагиста, сотрудника Белорусского научно-исследовательского института делопроизводства и архивного дела А. К. Титова.
Согласно Густынской летописи, герб ВКЛ "Погоня" установил в. князь Витень (кн. 1293-1316):
«Витен нача княжити над Литвою, измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем, еже ныне наричут Погоня».
Возможно, этот герб пришел вместе с лютичами-велетами (полабскими славянами), уходящих от немецкой экспансии с Эльбы и Одера на берега Немана и Двины. Им посвящен целый раздел фундаментальноо труда "Славянские древности" Й. Шафарика, 1847.
"Погоня" — древний символ белорусских земель со времен ВКЛ.
Как государственный символ, впервые появляется на печатях Ольгерда (1366),
Ягайлы (1386) и Витовта (1401).
Под этим знаком наши предки строили и защищали свою страну.
"Погоня" стоит на титульном листе Статута ВКЛ, является гербом большинства белорусских воеводств.
Со времен битвы под Грюнвальдом под хоругвами с "Погоней" наши предки защищали эту землю.
После раздела Речи Посполитой и присоединения ВКЛ к
Российской империи, "Погоня" по-прежнему осталась символом белорусов.
Она присутствовала на гербах многократно перекраиваемых
губерний и наместничеств, осталась на гербах городов, в символике гусарских полков и символизировала наши земли на Большом гербе РИ.
Под знаком "Погони" впервые с 1795 года было объявлено независимое белорусское государство — БНР.
"Погоня" и БЧБ флаг для белорусских диаспор стали символами Бацькаўшчыны.
Под "Погоней" Бронислав Тарашкевич возрождал Таварыства Беларускай Школы (1921-36).
"Погоня" была неотъемлемой частью белорусского Космоса у "вечного странника", художника и этнографа
Язепа Дроздовича.
Под "Погоней" и БЧБ флагом принимал присягу первый Президент РБ,
эти символы с гордостью носили защитники Отечества и простые граждане.
Герб "Погоня" включен в "Дзяржаўны спіс гісторыка-культырных каштоўнасьцяў" Ресублики Беларусь.
Сегодня БЧБ флаг, Погоня, национальный орнамент стали символами единения нации, уважения к своей истории.
11 августа — День национального герба и флага.
Первое официальное описание герба и флага Беларуси — БНР, газета "Вольная Беларусь", 1918
Герб Республики Беларусь "Погоня" был утвержден в 1991 году. Герб Литовской Республики "Витис" был утвержден в 1992 году. Совместные консультации представителей обеих стран позволили избежать геральдических конфликтов и противоречий.
Впервые гербы в современном понятии возникли во времена Крестовых походов XI-XIII вв. На белорусских землях такие гербы появились в XIV-XV вв. По Городельской унии 1413 года бояре Великого княжества Литовского вошли в польское шляхетское гербовое братство — "акт об адопции".
Первые два автора, представленные ниже, писали свои труды в 1580-х — во времена Стефана Батория, через 15 лет после Люблинской унии 1569 и образования Речи Посполитой Обоих Народов.
Третий автор ("Атлас" 1799 г.) работал во времена разделов Речи Посполитой 1772-1795.
Т.о. можно видеть, что эти 200 лет гербы воеводств ВКЛ-Беларуси оставались неизменными. Погоня и Калюмны. Их стоит чтить хотя бы за это.
Карта "Litvaniae, административоное деление, 1749" взята из альбома "Картография ВКЛ XV-XVIII вв".
Бартош Папроцкий (1543-1614) - польский и чешский историк и геральдист, поэт и переводчик.
Bartosz Paprocki о Погоне — "Погоня, которая только князьям великим и княжеству оному належит". Использование герба Калюмны он связывал с именем Витеня — "Уживал знак рыцарски, трех слупов, как о том руские хроники говорят"
Посмотреть "Herby rycerstwa polskiego" Bartosza Paprockiego, переизданную в 1858, можно ТУТ.
Марцин Бельский (1495-1575) — польский писатель, историк и поэт. Сделал первый в польской литературе обзор всемирной истории. Его работы существенно повлияли на всю восточнославянскую историографию.
Погоня и Калюмны — "гербы Litewskie". "Рыцарство Литовское уживает на хоругви по одной стороне Погоню/... по другой три слупа белых на поле червоном..."
Скачать оригинальное издание 1597 года можно ТУТ.
Посмотреть "Kronika polska" Marcina Bielskiego, переизданную в 1856, можно ТУТ.
Граф Эммануэль Огюстен де Лас Каз (Marie-Joseph, Emmanuel, Auguste, Dieudonne, marquis puis comte de Las Cases, 1766 - 1842) — французский картограф, конфидент Наполеона во время ссылки на остров Святой Елены, автор воспоминаний о нём.
В 1801 году под псевдонимом A. Lesage опубликовал свой труд "Atlas historique, genealogique, chronologique et geographique de A. Lesage.", заслуживший высокую оценку Наполеона. К 1850 году Атлас неоднократно дополнялся и переиздавался.
Посмотреть / скачать оригинальное издание "Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny" можно ТУТ.
"Княжество Литовское уживает на хоругви по одной стороне Погоню, по другой три слупа белых на поле червоном" 1597
Термин Литва впервые упоминается в 1009 году в связи со смертью миссионера Бруно на "границе Литвы и Руси". Новгородская летопись в 1197 (6706) году пишет о князе, что "посажен на Луках княжичи, от Литвы оплечье Новгороду". Как централизованное княжество Литва формируется при Миндовге (1195-1263). К этому времени локализация термина "Литва" в хрониках становится более конкретной.
В своей работе "Die Deutschen und die Nachbarstamme" 1837 года Йон Каспер Цойсс, обобщая труды немецких и польских хронистов, локализует расселение литвинов (Litwany) от реки Святая (на севере) до болот Припяти (на юге). Как наследие Полоцкого княжества, отмечается река Березина — "граница Литвы и Руси".
Начиная с XVII века, по хроникам и летописям историки пытались очертить географию "Литвы изначальной". Виюк-Коялович (писатель, историк, иезуит, профессор Виленской академии) описывал ее так — "Все, что между реками Вилия и Припять, Litvania Мозырь, Брест, Новгородок, Гродно, Подляшье". Литву Миндовга исследователи определяют в треугольнике Слоним-Молодечно-Новогрудок.
Картографы располагали Литву на берегу большого озера — "Sarmatica lago", — остатков "Моря Геродота", ставших сегодня Полесскими болотами.
К XVIII веку картография вышла на современный уровень точности (буквальному наложению старых карт на современные мешает только использование разных картографических проекций). Картографы единодушны — на всех картах, от схематичных до очень подробных "Литва" или Великое княжество Литовское определяется однозначно. Что и было отражено в геральдике воеводств. Наприме, в подробном "Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny" A. Le Sage, 1799.
Иохан Мюллер в своем Атласе уточняет. Litthauen — Вильна, Троки, Гродно, Новгородок, Брест, Браслав. Litthauische Reussen — Минск, Мстиславль, Витебск, Полоцк, Смоленск. Разделение по-прежнему проходит по Березине. Все, что севернее Вильно — Samogitien.
После второго раздела Речи Посполитой, в России было составлено первое "Описание всех обитающих в Российском государстве народов". Народ, живущий западнее Смоленска, был назван "Поляки — ветвь Славянского народа, один из двух главных народов, составивших настоящий Российский." А "древней Литвой" была названа часть ВКЛ, не попавшая в состав РИ после второго раздела РП — от Самогитии до Волыни. После третьего Раздела РП имя "Литва" было перенесено на Самогитию. Термин "Жмудь" практически более не использовался.
Аукштайтия, Жмудь-Самогития, Нальшаны и Дяволтва.
Аукштайтия — верхняя (горная), — то ли расположена на высоких холмах, то ли выше по течению Немана, чем Жамойть (нижняя). До 1920-х ее локализовали у истоков Немана на Ошмянской возвышенности — от Гродно до Браслава. Современная Аукштайтия расположена большей частью в низине и Неман через нее не протекает. Термин Аукштайтия, обозначающий территорию, известен со времен Питера из Дуйсбурга (14 век). Термин Аукштайты, обозначающий некий этнос, появился в 19-20 веках
Жмудь-Самогития — "в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ." (с) Брокгауз и Ефрон. Сегодня сократилась более, чем вдвое.
Нальшаны и Дяволтва (Литва Завилейская) — во времена Миндовга вассальные Литве княжества, лежащие между Литвой и Жмудью. К собственно Литве были присоединены сыном Миндовга, Войшалком. Занимали северную часть Литвы срединной. Собственная Литва располагалась южнее.
Несколько забавных рассуждений.
"Литовцы-аукштайты вышли из северных лесов и всех захватили". При этом миграция населения, начиная с IV века идет с юга на север.
"От Припяти до Вилии была война славяне_VS_балты и в XIII веке славяне вытеснили балтов с исконных мест". Это вообще-то должно быть похоже на исход евреев из Египта. Но хроники такого исхода не фиксируют. Автохтонный этнос на белорусских землях не менялся 2000 лет.
На самом деле вся территория Беларуси находится в зоне балтских гидронимов. И "славянство" — это не гены, а лингво-культурная парадигма. Были мощные очаги славянской культуры — Полоцкое и Туровское княжества. Были волынские славянские анклавы на языческих землях — Гродно и Новогрудок. Еще в XII веке сын Всеслава-Чародея князь Рогволод-Борис в те края "ходил на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град [Борисов] во свое имя...".
Принявшие славянство составили единый доминирующий этнос ВКЛ. Для не принявших был составлен Жмудский привилей, запрещавший "упрекаить их в том, что они приведены к повиновению силой оружия, так как добровольно они подчинились нам"
Герб Погоня — графически один из самых выразительных, динамичных и гибких в использовании "гербовых логотипов".
После двух реализованных проектов "Беларуский талер с Погоней", остались проработанные эскизы — может, кому пригодятся. Погоня времен Гражданской войны ВКЛ 1432-38, Погоня из гербовника Комина 1575 года и рестайлинг классики 1991. Оригиналы крыху апрацаваны на карысьць большай чытальнасьци силуэта. Апрацаваны бережно — кому интересно, наложите один на другой и найдите десять отличий.
История символов, сканы гербовников XVI века, гербы и карты воеводств лежат — тут о Погоне и тут о Калюмнах.
http://tolstonogov.blog.tut.by/category/nasha-istoriya/vkl/page/2/
http://www.gerb.bel.ru/pages/strani/belorus_91_1.htm
http://www.heraldicum.ru/belarus/gubernia.htm
http://www.heraldicum.ru/lietuva/voevod.htm
Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.
Since 2014