Краткая история Беларусі za apošnija 1000 hod

Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет

Топонимы. Список [ А - Я ]

Samogitia. Летува (Lietuva). Жмудь


Герб Самогитии, с 1584 г.


Летува-Жмудь, 1935

"Жмудь — в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ. [до самых границ белорусских земель]"

Достоверная история Ж. начинается с XIII в., со времени появления в соседстве немцев, и наполнена, главным образом, известиями о борьбе с последними, продолжавшейся до начала XV в... была усердною хранительницею национальных преданий и обычаев и ревностно отстаивала их против всех попыток великих князей литовских ввести какие-либо нововведения...

После 1410 г. Ж. избавляется от вторжений немцев. С этого времени ее владельцы, Витовт и Ягайло, начинают усиленно насаждать здесь христианство, которое вследствие сопротивления жителей утверждается окончательно только в XVI в., иезуитами." (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

*Хозяйке на заметку - ВСЕ города Летувы (кроме Вильни и Мемеля) были построены только после присоединения ее к ВКЛ в результате битвы под Грюнвальдом. И главным городом Жмуди считался Ковно (сегодня граинцы исторической Самогитии немного скукожились).

После Разделов Речи Посполитой империя старательно переносит имя Литва на этническую Жмудь. После подавленеия Восстания-1863 учреждается Виленская археографическая комиссия по разбору древних актов XVI-XVII вв. — которая даже в предисловии четко обозначает свои цели. И с удилвением там же отмечает — жители Ковенской губернии страну свою называют "Жмудь", а себя не литвинами а "жмогусами", и все горожане и шляхта говорят "наречием белоруским" и носят беларуские имена.

В принципе, любая попытка обосновать аутентичными документами "Жмудь=Литва" дает забавный результат. Так, проба приделать термину "лейти" значения "старый этноним жителей летувы" и "литовцы=лейти=элита" сдувается на простых записях в Метриках.

До второй половины XIX века жмудинами называли всех летувисов, не разделяя их на жемайтов и аукштайтов.
Слово "аукштайт" до XIX века в хрониках не встречается. В "Chronicon terrae Prussiae von Peter von Dusburg" 1326 г., на которую ссылаются многие, упоминается только Аукштайтия (местность): "Он [тевтон] вел многочисленные сражения на судах, одно в Аукштайтии, земле короля литовского".

А всех жмудинов (Samaiten) Петер из Дуйсбурга в Chronicon terrae Prussiae противопоставляет литвинам (Littouwin):
[III, 259] "...И никогда во время правления своего король Littouwin [правящий из столицы — Новогрудка] не мог договориться с Samaiten, чтобы вместе выступить на войну против братьев [рыцарей ордена]".

"Производство глиняных сосудов постепенно становилось ремеслом, но довольно долго находилось на более низком уровне, чем в соседних славянских землях; посуда однообразна по форме и орнаментике.
Лишь во второй половине XIII - начале XIV века, когда в поселениях городского типа нашел применение быстро вращающийся тяжелый гончарный круг, в этом деле появились значительные сдвиги. Отсутствие городов тормозило развитие специализации среди ремесленников; здесь еще пока не применялись такие известные соседям достижения, как производство кирпича и возведение каменных построек, изготовление стеклянной глазури".
"История Литовской ССР" (Вильнюс, 1978, с. 21)

"Самогиты носят плохую одежду и притом в огромном большинстве случаев пепельного цвета. Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах; посредине в них поддерживается огонь, у которого сидит отец семейства и видит скот и всю свою домашнюю утварь. Ибо у них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами. Более знатные употребляют также рога буйволов в качестве кубков. ...Землю взрывают они не железом, а деревом... Собираясь пахать, они обычно несут с собою очень много поленьев, которыми роют землю" С.Герберштейн, "Записки о Московии", XVI век, о современных ему жмудинах.

В XV веке для них была выдана "грамота жмудская". После этого имена жмудинов (Рочус Келовкис, Пикчус Мешкойтис) можно иногда всетретиь в среди имен шляхты и списке войска. Однако, поскольку тягловые крестьне на военную службу не призывлись, их там меньше 3%

Положение жмудинов в ВКЛ достаточно полно характеризует "Herbarz szlachty zmudzkiej" (сбор имен шляхты жмудской), где жмудские имена можно с трудом найти среди белорусских фамилий.

Согласно Статуту ВКЛ 1566 г. (арт. 9, раздел 3)
"... Но на благородность [шляхетство-дворянство] и всякую должность духовную и светскую не может быть избран, даже от Нас Государя ставленник, только издавна предков своих уроженец Великого Княжества Литовского Литвин и Русин ..."
Ради интереса можно посмотреть списки великих канцлеров, гетманов и маршалков ВКЛ.

На земли жмудские не распространялся Статут ВКЛ. Второстепенное значение жмудинов в истории ВКЛ стало особенно заметно после образования в XX веке государства Летува (Lietuva), когда Вильно, Ковно, Троки, Вилькомир и еще более 400 населенных пунктов были переименованы, как "основанные не жмудинами и имеющими не жмудские имена". И да, есть еще такой "валдайско-верхнеднепровский антропологический комплекс".

Историческим гербом Жмуди был "Медведь". В 1935 году премьер-министр Летувы Тубалис официально заявил в сойме о «нелитовском» (то есть не жмудском) происхождении «Погони» и сказал, что начата работа по созданию оригинального герба Республики Летува, на основе исторического герба «Медведь». Этот процесс был прерван Второй Мировой войной.

PS.
Ave Holywar...

ВКЛ: Беларусь vs Lietuva
литовский историк Русціс Камунтавічус

история ВКЛ
Ave Holywar

"Беларусы ведаюць месца каранацыі Міндоўга, а літоўцы — дакладную дату"

Гэта зразумела — літоўцы кажуць, што гэта была больш літоўская дзяржава, а беларусы — што беларуская. Альбо беларусы ідуць на кампраміс — і кажуць, што гэта беларуска-літоўская дзяржава. Тут можна сказаць толькі адно: кожная нацыя павінна мець свой расказ пра мінулае, свой нацыянальны наратыў.

Гэта часам шакуе — што мы настолькі па-рознаму кажам пар адную і тую рэч! Ёсць шлях — зліваць гэтыя наратывы, рабіць іх падобнымі адзін да аднаго. Але гэта будзе з аднаго боку не так цікава, з іншага — не вельмі добра, бо ненатуральна. Калі я, як літовец, спрабую зразумець, чаму беларусы думаюць так — гэта мне ў нейкім сэнсе расплюшчвае вочы, бо я бачу іншы пункт гледжання, пачынаю лепш разумець само Вялікае Княства Літоўскае. Бо нашыя краіны выбіраюць з гісторыі ВКЛ зусім розныя факты, звяртаюць увагу на зусім розныя працэсы.

Праз вашае тлумачэнне я пачынаю лепш разумець беларусаў. І пачынаю разумець лепш сам сябе, бо вы кажаце пра маю гісторыю, але з іншага пункту гледжання.

Read more...




http://dokumentika.org/slavyan/istoriya-gerba-knyazhestva-litovskogo
http://ru-history.livejournal.com/3494312.html
http://www.kommersant.ru/doc/579399
http://www.runivers.ru/doc/d2.php?PORTAL_ID=6369
http://francis-maks.livejournal.com/144849.html
inbelhist.org/?p=4737

Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.

Since 2014