"Предшественник Светланы, нобелевский лауреат Борис Пастернак писал, что книга — это дымящийся кубический кусок совести,
и больше ничего.
Если бы не это обстоятельство, Нобелевскую премию можно было бы давать Мураками.
А так — она ушла точно по назначению.
В. Шендерович
Светлана Алексиевич — советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов. Офицер Почетного Ордена искусств и литературы Французской Республики, Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.
Родилась 31 мая 1948 года в Ивано-Франковске (Украина). Отец — белорус, мать — украинка. После демобилизации отца семья переехала в Беларусь. Родители работали сельскими учителями. В 1972 году окончила факультет журналистики БГУ. После десяти лет журналистской работы стала заведующим отдела очерка и публицистики журнала "Нёман" (орган Союза писателей Беларуси).
Автор пяти книг, каждая из которых стала событием: "У войны не женское лицо" (1985), "Последние свидетели" (1985), "Цинковые мальчики" (1989), "Чернобыльская молитва" (1997), "Время секонд хэнд" (2013)
С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии, Швеции. C 2013 года живёт в Беларуси.
Голоса страны Утопии — персональная страница
Выдержки из книг (выкладка автора). Сильно и страшно.
" Понимание того, кем мы являемся, начинается с детства. Мое детство прошло в белорусском селе, которое после войны было абсолютно женским. Я даже не помню мужчин пожилого возраста, только одни женщины. Вот эти женщины после тяжелой работы вечером садились на скамейки и разговаривали. А в белорусских деревнях все на виду, все живут для всех, все живут вместе. Это были такие сильные разговоры: о войне, о жизни, о любви. Ничего схожего с этими текстами я не нашла в книгах. А полифония меня заворожила. Прежде всего тем, что текст абсолютно свободный, не отшлифованный. Какая подлинность, с которой ничего нельзя сравнить.
После Второй Мировой войны белорусский писатель Алесь Адамович сделал несколько подобных книг. Это мой учитель. "
"Я всегда ищу собеседника, человека, ошеломленного или событиями войны, или катастрофой, или вообще жизнью. У каждого человека есть такие вещи, о которых ему хочется поговорить, они для него непонятны, они интересны. Чтобы услышать такого человека, нужно по-новому спросить. "
"У меня иное отношение к материалу, чем у других писателей. У меня нет срока давности. Так, Вторая мировая война была давно, но я пишу не о том, что было давно, я пишу о том, что происходит с человеком, который попадает под ноги Великой истории, которая бросает моих героев или в войну, или в Чернобыль. Не имеет никакого значения, когда это было. Я вытягиваю всегда то, что волнует человека, что интересно. Например, одна женщина мне рассказывала, что всегда трудно идти в бой утром. На рассвете, когда вот-вот должна поступить команда атаковать, а вокруг еще тихо, даже птицы не поют, а ты знаешь, что сейчас придется подняться и идти вперед. Будешь жить или нет - неизвестно. Ты просто на грани смерти и жизни. И так не хочется пропасть. "
"Все мы говорим одинаково. Человек лишь дважды в жизни говорит хорошее: на смертном одре и в моменты любви. Именно в такие минуты человек говорит на языке своей души. В целом люди выражаются одинаково. Я не украшаю текст. Стараюсь соответствовать тому, как это было. "
" До сих пор сохранялось очень странное отношение к литературе. Например, современная живопись вышла на новые, другие формы. Я не думаю, что сегодня кто-то осмелится сказать, что инсталляция - это не искусство. В действительности существуют чрезвычайно талантливые инсталляции. Музыка ищет совершенно новые формы. Вспомним работы Шнитке, Сильвестрова - это совсем другая музыка. С точки зрения классики, видимо, это не совсем классика. Почему-то мы относимся к литературе более консервативно. Но сегодня, я думаю и довольна тем, что Нобелевская премия, возможно, сняла этот вопрос. Шведская академия сказала, что новый мир, новые формы открыты и для литературы тоже. "
Светлана Алексиевич
Литературные и общественные премии
http://www.szona.org/viktor-shenderovich-ob-aleksievich-i-literature/#t20c
Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.
Since 2014