Краткая история Беларусі za apošnija 1000 hod

Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет

Статьи

  • Откровения националиста С. Карпов
    "Белорусский националист — объект договоренности. Когда его обсуждают два «ненационалиста», то их консенсус — в том, что националист — это все, что в состоянии породить их коллективная фантазия. Определять националиста тезисно не нужно. Он — наш бабай..."

  • Национальная идентификация
    "Культурный контекст, корни, имя и кровь - это, наверно, и есть основные критерии национальной идентификации."

  • Национальный миф
    "Мифичность национального сознания является гарантией полноценного существования определенного народа"

  • Белорус & Литвин — фобии
    "Закон Годвина в действии. Попытки проекции Сапеги и Быкова, вышиванки и Виленского барокко на один народ и одну страну вызывают в совковом мозгу коллапс и образы гитлера. Постсоветский трэш."

  • Patria Propria "Где черта между нами?" Б. Гройс
    "Все идут к истокам, ищут культурную идентичность. Все пытаются определиться и найти свое место через обращение к очень простым формулам своей культурной идентичности. Определение происходит в глобальном пространстве конкуренции..."

  • Белорусоцентристский взгляд на историю А. Тарас
    "Например, наши местные "янычары", добровольные слуги Москвы, говорят "освободили Вильню", я говорю - "захватили". Факт один и тот же — объяснение диаметрально противоположное..."

  • Русский Мир: "Никакой белорусской традиции нет"
    Замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова про Беларусь

  • Могла ли БНР удержаться? А. Чайчыц
    "Не удержались демократические Грузия, Армения и Азербайджан, провозгласившие независимость от России, несмотря даже ни на какое выгодное географическое положение, ни на какой горный ландшафт. Они были слишком далеко от Европы, да в Чёрном и Каспийском морях не было британского флота..."

  • Эссе на заданную тему
    "— Как вы себе представляете "идеальный" школьный учебник по истории Беларуси?
    Грустная такая постановка вопроса. Слово "идеальный" как бы намекает, что таким он будет только в мечтах. Ну, помечтаем..."

  • Беларусь. Культурный контекст обращение к медиа-реурсам
    О создании трендового культурного контекста, войти в который без минимальных знаний истории своего народа будет некомфортно

  • Беларусь или Белоруссия. Краткий обзор мнений, правовых актов и языковых норм.

  • СРЭБНАЯ СТРАЛА Ў ЧЫРВОНЫМ ПОЛІ Старажытныя беларускiя шляхоцкiя роды. У. Крукоўскi
    "Шляхта. Ваяўнічае і авантурнае, гордае і непаслухмянае, бунтарскае, загадкавае племя. Як здарылася, што слова "шляхта" і ягоныя вытворныя — шляхціч, шляхоцкі, шляхотны — з часам набылі іранічнае, нават зьдзеклівае гучаньне?"

  • Наши фамилии Ян Станкевич
    Статья написана в 1922 году и напечатана в №4 журнала "Беларускi Сьцяг" в августе-сентябре 1922 года.

  • Хорошая горькая книга В. Мартинович
    "У "Мове" я паспрабаваў сабраць у незвычайным сюжэце маё разуменне багажу праблем, звязаных з нашай ідэнтычнасцю, з культурай, мовай і гісторыяй. З тутэйшасцю, з правінцыйнасцю, з гатоўнасцю адмовіцца ад свайго... "

  • Катажына Бонда — каралева польскага дэтэктыву
    "У мяне 100%-е беларускае паходжаньне. Я гэта ведаю, і гэта не падлягае ніякім сумневам і дыскусіям. Я ні з кім на гэты конт не зьбіраюся спрачацца. Але ў мінулым, я не буду гэтага хаваць, я лічыла інакш. "

  • Tawarystwa amatarau kazak
    "Большой миф национальной идеи (необходимый для существования нации) состоит из маленьких сказок. Сказка в нашем контексте — это сведения, почерпнутые из исторических хроник и академических трудов, ставших классикой. Но не нашедших отражения в школьном учебнике."

  • Тутэйшая краёвасьць — истоки белорусского национализма

  • Ave Holywar
    "Рыцарям холивара с глубоким уважением посвящается. Благодаря вам, знакомство с историей своего края превратилось из скучного чтения толстых книжек в захватывающий процесс. "Болеем за наших". Реально круче, чем хоккей. Реально познавательней, чем школьный учебник. ... "

  • Беларусь_VS_Lithvania, рефери: Дж. Кришнамурти
    "Беларусь или Литва? Неправильные вопросы всегда имеют ответ. Неправильные вопросы и ответы приводят только к новым страданиям и несчастьям... "

  • Профессура и "геноцид балтов" VI-XIII вв.
    "Краткие комментарии профессоров (антропологов, археологов, историков и лингвистов) к забавному тезису о вытеснении литовцев белорусами в V-XIII веках с территории Беларуси "

  • "Незалежнасць — гэта..." Уладзімір Арлоў
    "Незалежнасьць — гэта калі ад нараджэньня да скону пачуваесься сваім чалавекам на сваёй зямлі. Незалежнасьць — гэта калі з тэлеперадач і газэт раптам зьнікаюць лісты нястомна-таямнічых вэтэранаў і вусьцішныя паведамленьні пра нацыяналістаў... "

  • К этимологии терминов "православный" и "православие"
    "Это направление христианства в греко-язычном христианском мире получило название "ортодоксия", что в переводе на русский язык означает "истинная вера". Естественно, возникает вопрос: каким образом "истинная вера" трансформировалась в "православие"? "

  • ДНК, гаплогруппы и золотые цыбулины
    "Мы с огромным уважением относимся к любым профессиональным исследователям — генетикам, социологам и всем остальным. Однако попытки обосновать генетическими маркерами наличие цыбулин на униатских храмах вызывают некоторое недоумение. "

  • Зварот да Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь от профессоров
    "— любымі сіламі і сродкамі спыніць далейшае руйнаванне нацыянальнай ідэнтычнасці беларусаў, бо гэта немінуча прывядзе іх да этнічнага вымірання ў бацькоўскім доме.. "

  • Taler našaha Kraju
    — первая монета, связывающая современную Беларусь с ее историческим гербом и наследием...

  • Поиски "абсолютного идеала"
    "Лагодныя этно-крамы, как средняя температура свядомасьци и национальизма в РБ "

  • Hieraldyka ú viektary
    autentycnyja staryja vyjavy і sucasnaja klasyka

  • "Где вы взяли это слово?"
    Артыкул з нагоды смешнай, але нуднай, нібы закарэлы сіфіліс, недарэчнасьці

  • Попыт на Беларушчыну, Васіль Віннікаў
    ці як знікла гісторыя беларускага народу

  • Белорусская национальная идея, Аркадий Рожновский
    Как формируются нации – примерно понятно, а вот почему при схожих обстоятельствах одни этносы создают собственное государство, а другие – нет, до сих пор неизвестно.

Белорус & Литвин
фобии БРСМ

Закон Годвина — "по мере разрастания дискуссии вероятность сравнения, упоминающего нацизм или Гитлера, стремится к единице. Как только подобное сравнение сделано, обсуждение считается завершённым, и сторона, прибегнувшая к этому аргументу в его негативном смысле, считается проигравшей" (с) 1990.

Парадокс. СССР давно развалился, идея вырастить моно-этнос "советских людей" должна была сгинуть вместе с ним. Но глубоко забитым гвоздем она по-прежнему сидит в головах даже не очень старых людей (просьба покликать картинки).

Казалось бы — Беларусь исторический перекресток дорог "из варяг в греки" и из Европы в Тартарию. Не горное ущелье и не остров в океане. Логично, что по аналогии со всеми соседями, тут нет кристального моно-этноса. Как и у соседей (мазуры-поляки, меря-россияне и тп), тут есть татары-белорусы, евреи-белорусы, литвины-белорусы, полешуки-белорусы и тп. Пусть даже и без национальных автономий.

Но почему-то от слова литвин у идеологических наследников СССР случается зуд. Возможно, потому, что им дорога советская парадигма — "белорусы произошли от скрыжаваньня бульбы и партызан в 45-ом из эмбриона Полоцкого княжества".

Их не смущает мысль о том, что белорусский этнос сложился только в XV в., через 100 лет после включения Полоцкого княжества в состав Великого княжества Литовского. И если ВКЛ еще можно (но не нужно) с натяжкой называть "белорусским", то Полоцк — только "кривичским". У них аллергия на "старые карты" и "цитаты из документов". Банальное знание истории своей страны для них "вражеское тайное знание", а период XIV-XVIII вв. — Terra Incognita и табу.

Что характерно — тезисы о "едином" (и "триедином") моно-этносе на всем пост-советском пространстве процветают только в двух самых совковых государствах — РФ и РБ. И что опять же характерно — и термин "русские" и термин "белорусы" (для обозначения этноса) есть довольно молодой новодел XIX-XX вв. И только тут могут жить такие уродливые словоформы, как "русские русские" и "белорусские белорусы" (на фоне вполне корректых "русские татары" и "белорусские поляки").

Искусственное противопоставление "литвины-белорусы" порождает у БРСМ-идеологов когнитивный диссонас. Очень хочется возить экскурсии в Несвиж и рассказывать про Статут, Сапегу и культуру, но без терминов "литвин", Погоня, ВКЛ — получается корявое фэнтези. "Сапега, Монюшко и Дунин-Марцинкевич — "белорусы"? Да ладно!" А принять простую логику, что "литвин" — это старый этноним (самоназвание этноса), а "белорус" — новый политоним (гражданство), религия не позволяет.

Это их натужное противопоставление порождает еще одно — абсурдное противопоставление "народного" и "шляхетного" культурного наследия. В той же Японии нет конфликта между примитивной крестьянской куклой дарума (неваляшка) и аристократической калиграфией. А на японских крестьянах, в общем-то, самурай мог опробовать заточку своего меча (это о равенстве традиционных классов).

И в их "великорусских традициях" не уладывается, что лозунг литвинов "Вильня-Смоленск-Белосток наш!" — это культурологический посыл для внутренего использования ("Вспомни себя!") и к внешним территориальным претензиям никакого отношения не имеет.

На самом деле "просто белорус" — это просто гражданин РБ (200 лет назад его уверенно называли "поляком"). По национальности и культуре может быть кем угодно (бхуту, например, или никем — таких, увы,большинство). А "литвин" — спадкаемца ВКЛ и старых традиций, урожденный тутэйшы (что даже не обязательно). И да, абсолютное большинство "литвинов" — белорусы.

И да — литвин, говорящий "по-белорусски", где-то симпатичнее белоруса, говорящего "по-расейски".

Со времен восстания 1830 года в ходу были оба термина — Литва и Белая Русь. Без всякого антагонизма употреблялись они (территориально) "Товариществом Литовским" и литвинкой из-под Пинска Хеленой Скирмунт (книгу о ней "З жыцьця літвінкі" написал литвин из-под Солигорска Б. Залеский). Идеи тутэйшай краёвасьці легли в основу белорусского национализма (культурно-территориального, не этнического).

Казалось бы — да какая разница, как и что называть. Но "исправление вещей начинается с исправления названий". Никто не живет прошлым — живут настоящим, строят будущее (которое быстро становится настоящим). Имя, герб, флаг — это культурологическая точка отсчета, задающая базовые ценности. Именно поэтому в 1995, после избрания первого президента, была проведена очень дорогостоящая процедура по их замене на символы БССР-2.0. И сегодня мы имеем Крево в руинах и недарэчныя "ледовые дворцы" в каждом агрогродке.


Л — логика

Из истории термина "Литва"
и термина "литвины" соотвественно

Карты и хроники XIII-XVIII вв.

Города и реки Беларуси
Города и реки РБ

Литва, ВКЛ
1810 Литва

Термин Литва впервые упоминается в 1009 году в связи со смертью миссионера Бруно на "границе Литвы и Руси". Новгородская летопись в 1197 (6706) году пишет о князе, что "посажен на Луках княжичи, от Литвы оплечье Новгороду". Как централизованное княжество Литва формируется при Миндовге (1195-1263). К этому времени локализация термина "Литва" в хрониках становится более конкретной.

В своей работе "Die Deutschen und die Nachbarstamme" 1837 года Йон Каспер Цойсс, обобщая труды немецких и польских хронистов, локализует расселение литвинов (Litwany) от реки Святая (на севере) до болот Припяти (на юге). Как наследие Полоцкого княжества, отмечается река Березина — "граница Литвы и Руси".

Начиная с XVII века, по хроникам и летописям историки пытались очертить географию "Литвы изначальной". Виюк-Коялович (писатель, историк, иезуит, профессор Виленской академии) описывал ее так — "Все, что между реками Вилия и Припять, Litvania Мозырь, Брест, Новгородок, Гродно, Подляшье". Литву Миндовга исследователи определяют в треугольнике Слоним-Молодечно-Новогрудок.

Картографы располагали Литву на берегу большого озера — "Sarmatica lago", — остатков "Моря Геродота", ставших сегодня Полесскими болотами.

К XVIII веку картография вышла на современный уровень точности (буквальному наложению старых карт на современные мешает только использование разных картографических проекций). Картографы единодушны — на всех картах, от схематичных до очень подробных "Литва" или Великое княжество Литовское определяется однозначно. Что и было отражено в геральдике воеводств. Наприме, в подробном "Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny" A. Le Sage, 1799.

Иохан Мюллер в своем Атласе уточняет. Litthauen — Вильна, Троки, Гродно, Новгородок, Брест, Браслав. Litthauische Reussen — Минск, Мстиславль, Витебск, Полоцк, Смоленск. Разделение по-прежнему проходит по Березине. Все, что севернее Вильно — Samogitien.

Литва в Российской империи

После второго раздела Речи Посполитой, в России было составлено первое "Описание всех обитающих в Российском государстве народов". Народ, живущий западнее Смоленска, был назван "Поляки — ветвь Славянского народа, один из двух главных народов, составивших настоящий Российский." А "древней Литвой" была названа часть ВКЛ, не попавшая в состав РИ после второго раздела РП — от Самогитии до Волыни. После третьего Раздела РП имя "Литва" было перенесено на Самогитию. Термин "Жмудь" практически более не использовался.

Мигрирующие и забытые термины

Аукштайтия, Жмудь-Самогития, Нальшаны и Дяволтва.

Аукштайтия — верхняя (горная), — то ли расположена на высоких холмах, то ли выше по течению Немана, чем Жамойть (нижняя). До 1920-х ее локализовали у истоков Немана на Ошмянской возвышенности — от Гродно до Браслава. Современная Аукштайтия расположена большей частью в низине и Неман через нее не протекает. Термин Аукштайтия, обозначающий территорию, известен со времен Питера из Дуйсбурга (14 век). Термин Аукштайты, обозначающий некий этнос, появился в 19-20 веках

Жмудь-Самогития"в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ." (с) Брокгауз и Ефрон. Сегодня сократилась более, чем вдвое.

Нальшаны и Дяволтва (Литва Завилейская) — во времена Миндовга вассальные Литве княжества, лежащие между Литвой и Жмудью. К собственно Литве были присоединены сыном Миндовга, Войшалком. Занимали северную часть Литвы срединной. Собственная Литва располагалась южнее.

Забавные тезисы

Несколько забавных рассуждений.

"Литовцы-аукштайты вышли из северных лесов и всех захватили". При этом миграция населения, начиная с IV века идет с юга на север.

"От Припяти до Вилии была война славяне_VS_балты и в XIII веке славяне вытеснили балтов с исконных мест". Это вообще-то должно быть похоже на исход евреев из Египта. Но хроники такого исхода не фиксируют. Автохтонный этнос на белорусских землях не менялся 2000 лет.

На самом деле вся территория Беларуси находится в зоне балтских гидронимов. И "славянство" — это не гены, а лингво-культурная парадигма. Были мощные очаги славянской культуры — Полоцкое и Туровское княжества. Были волынские славянские анклавы на языческих землях — Гродно и Новогрудок. Еще в XII веке сын Всеслава-Чародея князь Рогволод-Борис в те края "ходил на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град [Борисов] во свое имя...".

Принявшие славянство составили единый доминирующий этнос ВКЛ. Для не принявших был составлен Жмудский привилей, запрещавший "упрекаить их в том, что они приведены к повиновению силой оружия, так как добровольно они подчинились нам"

PS.

Знание истории и традиций своего Края — культурная норма во многих странах. Но пока в РБ не случится десоветизация мозга, любое очередное празднование 1000-летия города или 500-летия наданьня Магдебургского права (абсолютно чуждое пока понятие) — все будет превращаться в Дожинки.




Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.

Since 2014