Краткая история Беларусі za apošnija 1000 hod

Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет

Термины. Список [ А-Я ]

Князь Рогволод-Борис и Двинские камни

Рогволод-Борис

Князь Рогволод-Борис и Двинские камни
Князь Рогволод-Борис
г. Борисов 1102

Спасо-Ефросиньевский монастырь
Спасо-Ефросиньевский
монастырь

Рогволод-Борис (1040-1128) — князь Полоцкий, сын Всеслава Чародея. После смерти отца в 1101 году Борис занял Полоцкий престол. Княжил в период феодальной раздробленности Полоцкого княжества (оно было разделено между 7 сыновьями Всеслава).

В отличие от отца — чародея-язычника, "волхованием рожденного" — князь носил два имени: родове и крестильное (Борис). С именем Рогволода-Бориса связан город Борисов — "ходил он на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя..."

В его княжение были ограничены права князя в Полоцке, усилилось городское самоуправление. Рогволод-Борис был последним князем, запомнившимся долгим (27 лет) правлением. К концу XII века форму правления в Полоцком княжестве "Хроника Литовская и Жмойтская" характеризует как "свободность полоцкую або Венецию".

В XII веке продолжилась вражда Рогволодовичей с Ярославичами — в разгоревшейся войне сын Бориса, Рогволод-Василий вместе с другими полоцкими князьями был пленен и выслан в Византию. Через 10 лет они возвратились, но к этому времени князей в полоцких землях выбирало вече. Подробно свидетельства и причины высылки князей рассмотрены в работе А. В. Рукавишникова (МГУ им Ломоносова).

К середине XII века христианство стало укореняться на белорусской земле. В этот период писал свои труды Кирилл Туровский (1130-1182) — богослов, писатель и проповедник. Племянницей (дочерью?) Рогволода-Бориса была св. Ефросиния Полоцкая (1101-1167) — монахиня и просветительница, легендарная переписчица Полоцкой летописи.

Рогволод-Борис упоминается в "Житии Евфросиньи Полоцкой" как участник основания Спасского монастыря — там хранился крест Ефросинии Полоцкой и там же храняться мощи св. Ефросинии. В княжение Рогволода-Бориса была построена княжеская резиденция с Борисо-Глебским монастырём около Полоцка в Бельчицах.

Двинские камни

Князь Рогволод-Борис и Двинские камни
Культовые камни

Двинские камни — памятник эпиграфики XII века, огромные (до 4 метров) валуны с выбитым на них крестами и надписями. Часть из них носит название "Борисовы камни".

С именем Рогволода-Бориса связывают Двинские камни, имеющие надпись «Господи, помоги рабу своему Борису». На них также высечены буквы: «IС ХС НИКА» («Иисус Христос побеждает»). Остальные камни обычно ассоциируют с именем его сына — Рогволода-Василия.

Массовое "крещение" языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских (Борисовых) камней. Однако, в связи с раздробленностью Полоцкого княжества на уделы, "крестовый поход" на язычество затронул только саму Полоцкую землю (Витебская обл.).

Впервые Двинские камни упомянуты в "Kronika Polska, Litewska, Zmudzka i wszystkiej Rusi" Мацея Стрыйковского, служившего в 1572-74 гг. под началом Александра Гваньини, коменданта Витебского.

Кстати — хрестоматийные портреты князей Литовских взяты из работы Гваньини "Sarmatiae Europeae descriptio". Еще одна классическая работа Гваньини — "Описание Московии"

I Борисов камень (Полоцк) — сохранился

Полоцкий Борисов камень ("Борис", "Борис-Глеб") первоначально находился примерно в 5 километрах от Полоцка, вниз по течению Западной Двины напротив деревни Подкостельцы (вошла в состав современного Новополоцка). Это валун полевого шпата размером примерно 3 метра. Первая попытка вытащить камень из реки состоялась в 1889 году и закончилась неудачей. Почти сто лет спустя, в 1981 году камень был всё же поднят из Двины и установлен в Полоцке напротив Софийского собора, где и находится до сих пор.

II Борисов камень (Дисна) — не сохранился

Первый из дисненских камней ("Писаник") — серый гранитный валун неправильной формы размером более 3 метров. Находился в 5 километрах от города Дисны, напротив деревни Наковники.

С этого камня начиналось изучение Борисовых камней. По-видимому о нём говорил Матей Стрыйковский в своей "Хронике польской…". Первый сохранившийся рисунок камней был снят именно с него в 1818 году и опубликован в "Ученых Записках Императорской Академии Наук".

Камень находился почти посредине реки и при спаде воды мешал судоходству и в 1818 году его пытались взорвать. Однако эта попытка закончилась неудачей. Свидетель, историк и археолог А. М. Сементовский, писал — "Народ, видящий во всём чудо, неудачу взрыва камня выразил словами: "Борис не поддался". Дальнейшая судьба камня неизвестна.

III Борисов камень (Дисна) — не сохранился

Второй дисненский камень находился в двух километрах от первого, напротив деревни Болотки. Это самый большой из Борисовых камней — гранитный валун размерами более четырёх метров. Внутри подножия креста было неясное изображение, возможно, черепа. Надпись была выполнена тщательнее, чем на других камнях и, за исключением нескольких повреждённых мест, читалась легко. Судьба камня неизвестна.

IV Борисов камень (Друя) — сохранился

Четвёртый Борисов камень был найден А. П. Сапуновым в середине 1890-х в Друе. До этого момента он был практически неизвестен — большую часть года был полностью скрыт под водой. После открытия о нём забыли на долгое время. В 1930-х он был стянут сильным ледоходом вниз по течению, расколот и занесён песком.

В 1982-84 проводились поиски Друйского камня, но безуспешо. Жарким летом 2002 Западная Двина обмелела и валун выступил из воды. Камень по частям извлекли из реки и установили на берегу, недалеко от его первоначального расположения. В 2011 камень перенесли с берега Двины на центральную площадь Друи.

«Сулиборь хрьстъ» (Дисна) — сохранился (Москва)

Камень "Сулиборь хрьстъ" находился недалеко от Дисны — гранитный валун неправильной формы, примерно полтора метра в поперечнике (самый меньший из всех Двинских камней).

В 1879 был доставлен в Москву, в Археологический музей, позже передан Историческому Музею. В 1920-х перевезён в музей-заповедник "Коломенское", где и находится до сих пор.

«Воротишин хрьстъ» (Камено) — сохранился

Камень находится в селе Камено Вилейского района Минской области на берегу Вилии. Это глыба тёмного гранита конусообразной формы высотой около трёх метров. На камне высечен шестиконечный крест и надпись "Воротишин хрьстъ". Как и у Борисовых камней вверху по сторонам креста присутствует надпись "IС ХС НИКА".

Сохранилась легенда о том, что "живший здесь крестьянин, в первый день Светлаго Христова Воскресенья, сохою запряженною двумя быками пахал в этом месте свое поле. Господь, желая наказать его за нарушение торжественного праздника, обратил в этот камень крестьянина и быков запряженных в соху."

Этот камень - единственный из Двинских или Борисовых камней, сохранившийся на своём первоначальном месте.

«Рогволодов камень» (Дятлово) — не сохранился

В 1792 году у деревни Дятлово в 18 километрах от Орши был найден монументальный памятник эпиграфики XII века. На камне был высечен шестиконечный крест и надпись: "В лето 6679 месяца мая в 7 день доспен крест сей. Господи помози рабу своему Василию в крещении именем Рогволоду сыну Борисову".

В 1805 году над камнем была построена церковь во имя св. мучеников Бориса и Глеба. В 1930-х церковь была разобрана, а камень взорван.

Камень в Забежье (Витебск) — не сохранился

А. П. Сапунов в своей книге "Двинские или Борисовы камни" писал о том, что был найден камень («5-й Двинской или Борисов камень»), лежащий на средине реки Западной Двины в 5 верстах от Витебска и 2 верстах от Маркова монастыря недалеко от деревни Забежье. На камне глубоко вырезан (глубина более 5 сантиметров) шестиконечный крест, но без всяких надписей.

Дальнейшая судьба его неизвестна.

Камень Иосафата (Витебск) — не сохранился

В конце XIX века в Витебске, напротив Успенского собора, примерно в 20 метрах от берега Двины находился обломок камня с глубоко высеченным на нём шестиконечным крестом. Сохранившийся фрагмент имел наибольший размер около полутора метров. Местные жители называли камень "Иосафатовым" .

А. Г. Киркор считал, что камень был связан с гибелью здесь известного униатского священника Иосафата Кунцевича.

«Кравец» (Высокий Городец) — не сохранился

Найден в 1889 этнографом и археологом Е. Р. Романовым. Камень представлял собой глыбу красного гранита примерно 3 на 3 метра и высотой около метра. В надписи угадывался текст: "Господи, помоги рабу своему Борису".

Историк отмечал, что в данной местности камень называли "Кравец" ("Портной"), и приводит предание: "Давно, в незапамятные времена, камень обладал чудною силою шить платье. Стоило принести вечером сукно или другую ткань и сказать: "Степан, сшей мне жупан!" — и наутро получалось готовое платье… Но одна женщина вздумала насмеяться над "Кравцом": принесши сукно, она попросила камень сшить ей ни то, ни сё. Утром берет платье, но оно испорчено: один рукав на надлежащем месте, а другой пришит к поле внизу… С той поры "Кравец" перестал шить, хотя и до сего времени на камне заметны следы бывших когда-то ножниц".

Дальнейшая судьба его неизвестна.

«Святополк-Александр» (Краслава) — не сохранился

Найден в 1818 году на Западной Двине при производстве взрывных работ для прочистки русла. "Дневные записки работ по Двине от Дисны до Динабурга" сообщают:

"Пятница, 25 октября. Сим числом работа производилась истреблением гряды по средине Двины около местечка Креславки, где ... выбуравлен камень 16 сажень, вышиною в 1,5 сажени (3 метра); в плоской фигуре, на котором выбит щит древних рыцарей, на коем солнце и славянскими литерами надпись: да не убоится душа моя врага моего яко c твердою рукою десницы отросль Святополка Александр, — которому дано было шесть дыр, каждая шесть четвертей и расстрелян в мелкие дребезги."

Atlas historyczny, карты ВКЛ
"Двинские камни",А. П. Сапунов, 1890

Файл .pdf, 6,9 Мб
Посмотреть и скачать




http://www.russiancity.ru/hbooks/h040a.htm
http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s2_12_10.pdf
http://www.ufo-com.net/publications/art-6885-borisovy-kamni.html
http://spas-monastery.by/the_architectural_complex_of_the_monastery/holy_temple_evfrosinievsky.php

Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.

Since 2014