Великое княжество Литовское (ВКЛ) — государство, впервые собравшее вместе белорусские земли.
И сегодня границы РБ точнее совпадают с границавми ВКЛ, чем границы РФ с границами Российской империи.
Существовало с середины XIII века по 1795 год.
ВКЛ-Литва (Littaw, Litua, Lithuania) как княжество (государство) зародилось в XIII веке на
северо-западных белорусских землях,
где жили "ятвяги, литва и мелкие литовские народки"(Й.Шафарик), как
итог миграции полабских славян и пруссов.
Первым князем и единственным королем Литвы был Миндовг.
"132. В этом же году окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами,
оставив христанскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литвинам, смело к ним присоединившись..."
Monumenta Poloniae Historica, XII-XIV вв., 132-133
Впервые гербы в современном понятии возникли во времена Крестовых походов XI-XIII вв.
На белорусских землях такие гербы появились в XIV-XV вв.
По Городельской унии 1413 года бояре
Великого княжества Литовского вошли в польское шляхетское гербовое братство — "акт об адопции".
Бартош Папроцкий (1543-1614) - польский и чешский историк и геральдист, поэт и переводчик.
Bartosz Paprocki о Погоне — "Погоня, которая только князьям великим и княжеству оному належит".
Использование герба Калюмны он связывал с именем Витеня — "Уживал знак рыцарски, трех слупов, как о том руские хроники говорят"
Посмотреть "Herby rycerstwa polskiego" Bartosza Paprockiego, переизданную в 1858, можно
ТУТ.
Марцин Бельский (1495-1575) — польский писатель, историк и поэт. Сделал первый в польской литературе обзор всемирной истории.
Его работы существенно повлияли на всю восточнославянскую историографию.
Погоня и Калюмны — "гербы Litewskie".
"Рыцарство Литовское уживает на хоругви по одной стороне Погоню/... по другой три слупа белых на поле червоном..."
1799 "Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny" A. Le Sage
Граф Эммануэль Огюстен де Лас Каз (Marie-Joseph, Emmanuel, Auguste, Dieudonne, marquis puis comte de Las Cases, 1766 - 1842) — французский картограф, конфидент Наполеона во время ссылки на остров Святой Елены, автор воспоминаний о нём.
В 1801 году под псевдонимом A. Lesage опубликовал свой труд "Atlas historique, genealogique, chronologique et geographique de A. Lesage.", заслуживший высокую оценку Наполеона. К 1850 году Атлас неоднократно дополнялся и переиздавался.
Посмотреть / скачать оригинальное издание "Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny" можно
ТУТ.
Краткие комментарии профессоров (антропологов, археологов, историков и лингвистов)
к забавному тезису о "вытеснении литовцев белорусами" в V-XIII веках с территории Беларуси.
Живет и кочует по публикациям забавный тезис: "Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку".
[Хороший пример — классический труд профессора Е. Карского "Белоруссы" Т.1.]
Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов — названий водоемов), геноцид "литовцев" был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (площади как 200/10 тыс.км2).
А Полесье до XVI в. на картах изображали морем Геродота.
А если опрерировать терминами архелогии и этнографии, тезис выглядит еще забавнее.
Для начала — о каком времени идет речь?
До V в.н.э. — "культура штрихованной керамики". Соответсвтуют термины "анты", "венеды", "будины" "невры", "андрофаги" и т.п.
В IV-VI в.н.э. — "банцеровская (тушемлинская) культура". Соответсвуют термины "кривичи", "дреговичи" и т.д.
"Конечная стадия пшеворской и черняховской культур по времени соответствует крушению Римской империи [ V век н.э.] и началу «великого переселения народов».
...Миграция в основном затронула зарождающееся княжеско-дружинное сословие. Таким образом, славянские
культуры V—VII вв. следует рассматривать не как прямое генетическое развитие пшеворской и черняховской культур,
а как эволюцию культуры населения."
Седов В.В. "Проблема этногенеза славян в археологической литературе 1979-1985 гг."
* Для справки — "прото-славянская страна" Ойум (Черняховская культура), лежавшая от Черного моря до Полесья, основана в результате миграции германских готов
в ирано-язычную Скифию. Гуды (gudai), от искаженного готы (Gothi, Gutans, Gytos) — в Летуве архаичное название беларусов.
"Вычленить в составе населения банцеровской (тушемлинской) культуры местный балтский и пришлый славянский этнические компоненты не представляется возможным.
По всей вероятности, в ареале этой культуры сформировался культурный славяно-балтский симбиоз с общим домостроительством, керамическим материалом
и погребальной обрядностью. Можно полагать, что время тушемлинской культуры было начальным этапом славянизации местного населения."
Седов В. В. "Славяне. Историко-археологическое исследование"
Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколний (2000-3000 лет).
В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин — "валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс", практически совпадающий с
картой М. Довнар-Запольского.
* Для справки — термину "славянизированные литовцы" уже более ста лет. И да, в XIX-XX вв. пошел обратный процесс — и "Козловские" стали "Kazlauskas" (самая распространенная фамилия в Летуве).
"Важнейшие этнографические признаки славянских культур V—VII вв.— лепная керамика, погребальный обряд и домостроительство...
Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь концентрируется на открытых поселениях,
возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями."
(с) В.В. Седов.
Т. е. "славянство" — это переход из землянки в подобие городов и развитые ремесла.
Вероятно, к IX-X веку — началу формирования Полоцкого княжества
на "пути из варяг в греки", — сложился общий язык-"койне".
Про миграцию, сравнимую с походом венгров с Урала на Дунай,
речь не идет.
"Принятие славянства" и вытеснение местных диалектов общим языком-койне могло растянуться на столетия.
Еще в XVI в. Герберштейн в "Записках о Московии" описывал современных ему самогитов (не принявших "славянства") так —
"Самогиты носят плохую одежду... Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах... У них в обычае держать скот, без всякой перегородки,
под той же кровлей, под которой живут сами... Землю взрывают они не железом, а деревом."
Литвины (кто бы они ни были в родо-племенном отношении) строили свое общество вокруг городов, использовали общий "славянский" язык и называли своего управляющего
в Самогитии "starosta".
Т.о. "славяне" и "древние племена" — это немного из разных категорий понятия.
И претензии нашего северного соседа на все "дославянское наследие" слегка преувеличены и немного беспочвенны.
На момент создания, княжество Литовское было зажато между Полоцким (восток), Турово-Пинским и
Галицко-Волынским княжествами (юг) и Мазовией (запад).
С севера между ВКЛ и Самогитией лежали вассальные Литве Нальшаны и Дяволтва.
После смерти Миндовга, его сын Войшалк присоединил их к ВКЛ и более они как самостоятельные княжества не упоминались.
В период правления первых князей (Миндовг,
Войшелк, Шварн и др) — до конца XIII века — Литва расширялась на север,
в сторону "ничейной" Жмуди-Самогитии.
На эти же земли, только со стороны моря, претендовал Тевтонский Орден, стремясь соединиться по суше с Лиовонским Орденом (Латвия). Борьба за Жмудские земли описана в
ChroniconTerraePrussiae, Peter von Duisburg, 1326.
"Страные и неславянские" имена литовских князей из Волынского договора 1219 года — часто повторяются в Новгородских берестяных грамотах.
Ибо славянство — как культурная парадигма, — меняла лингвистический контекст, но далеко не так быстро, как принято думать.
Ипатьевская летопись, 1219 год, договор Литовских князей с Галицко-Волынским княжеством.
"Бяху же имена литовских князей: се старейший Живинбуд, Давьят, Довспрунк, брат его Миндог, брат Довъялов Виликаил;
а жемоитские князи: Ерьдивил, Выкынт; а Рушьковичев: Кинтибуть, Вонибут, Бутовит...".
Кем они были и почему так звучали их имена?
Живет и кочует по публикациям забавный тезис: "Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку".
[Хороший пример — классический труд профессора Е. Карского "Белоруссы" Т.1.]
Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов — названий водоемов), геноцид "литовцев" был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке
(соотношение по площади как 200/10 тыс.км2). Но нету его следов — ни в археологии ни в хрониках.
Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколений (2000-3000 лет).
В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин — "валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс", практически совпадающий с
картой М. Довнар-Запольского.
По поводу имён — можно вспомнить, что единственного князя Литовского,
чье происхождение известно достоверно — он был сыном Короля Руси, Даниила, — звали Шварн.
А легендарного волата, на могиле которого стоит Могилев, звали Машека.
И поскольку Полоцкие летописи сгинули в московских закромах, мы можем сравнить имена князей Литовских с именами, которые до нас дошли достоверно из иных крыниц.
Например, с именами из берестяных грамот Новгорода X-XI вв. — "Жизнобуд, Местята, Твердята, Жировит, Сдила...".
Т.е. славянство — как культурная парадигма, — меняла лингвистический контекст, но далеко не так быстро, как принято думать.
И про лингвистику. В прижизненных написаниях имен князей никогда не было окончаний "-ас". Т.е. если вы не пишете "Пушкинас" — не надо писать "Гедиминас".
А характерные имена жмудинов — "Мештойтис, Еньшайтис", — начали появляться в Метриках Литовских только после Грюнвальда
— когда в исторической Самогитии появились первые города.
После здушэньня Восстания-1863 была создана Виленская археографическая комиссия по разбору древних актов XVI-XVIII вв.
Основной целью — явно прописанной в предисловии, — было перетащить имя "Литвы" на "Жмудские земли" ради тезиса о "триедином народе".
Акты комисси это вообще интересный документ. И в контексте темы "имена" довольно показательный.
Как Спис Войска Литовского XVI в. или документы с именами шляхты тутэйшай.
И эта легенда об "исконно христианской православной белорусии" тоже слегка врет. Даже полоцкую св. Софию строили два князя-язычника.
Брячеслав — "что обращался к волхвам", и Всеслав — "чародей-ваўкалак".
Первая масштабная попытка христианизации — крещение Двинских языческих камней в XII в., — осталась в памяти только в виде камней-артефактов.
К концу XII в. в нашем Крае было всего 2 (две) асобы, далучаныя да лику "святых". В Киево-Новгородских землях — около 40 человек. Такая вот некоторая разница в роли религии на местах.
Когда Финляндия стала независимой страной — стало модным переделывать свои фамилии на финский лад. Даже у аристократии. Так, поэт Эйнар Лённбом стал Эйно Лейно, седьмой президент Финляндии Юхан Хелльстен — Юхо Паасикиви и т. д.
А так да — по происхождению вся аристократия была шведской. Но финны почему-то не пытаются переименовывать Густава Вазу, основателя города Хельсинки.
Anarchie или sans duc. (анархия, без князя; франц.) — так характеризовали в старых учебниках период с 1223 года
в Полоцком княжестве и с 1267 (после Шварна, зятя Миндовга) в княжестве Литовском.
Конец этого периода связывали с княжением детей Лютувера (Lutuver) — в 1307 Воина в Полоцке и в 1291 Витеня в Литве.
Гедимин, принявший правление после Витеня и
объединивший оба княжества, считался третьим сыном Лютувера. Имя Лютувер (Lutuver) многие считают производным от
лютичей (lutizi). На ранних картах Литва (Lithuania)
иногда писалась как LUTUANIA.
В правление (1316-1341) в. князя Гедимина к Великому княжеству Литовскому мирно присоединились Полоцк, Гродно и Берестье,
Витебск, Минск, Туров и Пинск.
Собраны воедино все белорусские земли, кроме Полесья.
Собраны мирно — нет в хрониках упоминания о битвах и осадах. Полоцкая София нетронутой простояла
еще 300 лет (до прихода московского войска) — что несравнимо с походом
Давида Городенского (наместника Гедимина) на Ревель (Таллин) или Мазовию.
Возможно, Императорское Русское Географическое Общество ("Живописная Россия", 1882) было право,
утверждая происхождение Гедыминовичей от кривичских Рогволодовичей
— из многих версий эта выглядит наиболее логично..
Самогития-Жмудь (Samogitia) — "в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство,
заходя в пределы нынешней Виленской губ... Достоверная история Жмуди начинается с XIII в., со времени появления в соседстве немцев, и наполнена, главным образом,
известиями о борьбе с последними, продолжавшейся до начала XV века."(Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
При этом, со жмудинами — народом Самогитии — Гедимин так и не смог договориться даже о союзе в войне с общим врагом
— Тевтонским Орденом:
"...И никогда во время правления своего король Littouwin
[правящий из столицы — Новогрудка]
не мог договориться с Samaiten, чтобы вместе выступить на войну против братьев [рыцарей ордена]".
На всех картах и во всех титулах Самогития отмечалась отдельно от Литвы.
Жмудский и Полоцкий земские привилеи, подтверждавшие особый статус этих земель, подтверждались дольше других — до 1574 и 1634 годов соотвественно.
Некоторые современные историки, оспаривая выводы Императорского географического общества (хотя и не имея доступа к его архивам — с Полоцкой летописью после
Татищева уже никто не работал), считают Гедимина потомком жмудинов, которые
"уже давно сидели на княжеских престолах уделов Полоцкого княжества — оно было ослаблено и туда приглашались/назначались князья
из сильной Летувы (Жмуди), поэтому присоединение Полоцких земель происходило добровольно и мирно"
Сразу возникает такой вопрос, на который не дается ответ.
Насколько вероятно приглашение (мирное — никакого завоевания не было) на княжеский престол в христианский центр вождей аборигенов-язычников
[
"Самогиты носят плохую одежду и притом в огромном большинстве случаев пепельного цвета.
Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах; посредине в них поддерживается огонь, у которого сидит отец семейства
и видит скот и всю свою домашнюю утварь. Ибо у них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей,
под которой живут сами. Более знатные употребляют также рога буйволов в качестве кубков. ...Землю взрывают они не железом, а деревом...
Собираясь пахать, они обычно несут с собою очень много поленьев, которыми роют землю"
С.Герберштейн, "Записки о Московии",
XVI век, о современных ему жмудинах. (В XIII веке было еще печальнее) ]
И чем руководствовались жители, предпочтя их выходцам из соседних (Волынь, Киев, Смоленск, Новгород, Мазовия) княжеств, которые
представляют мощное государственное образование
ближе по культуре
ближе по языку
династически родственны
живут в городах, знают письменность и подобие законов
И это при том, что в то время в Полоцке была "свободность Полоцкая або Венеция" — неугодных правителей довольно часто просто изгоняли.
Миндовг был принят на ятвяжских землях — но он был король пруссов, а
"Ятъвежи были едного народу з литвою и з прусами старыми".
Он пришел из даже более цивилизованного края (сравни печати Миндовга, немецких/полабских князей и польские/литовские/русские).
Рюрик был принят в Новгороде — но он был варягом — представителем передовой культуры, религии и военного дела.
Был Чингиз Хан. Но очень долго воевал, пока его аборигены привели его к власти.
А насчет "непривычных" имен... Единственный в. князь Литовский того периода, чья родословная точно известна — сын православного короля Руси Даниила Галицкого и Анны Смоленской.
Звали его Шварн. Псковского тысяцкого, ходившего на Литву походом в 1183 году звали Будила.
Легендарного змагара, на могиле которого стоит город Могилев, звали Машека. В этот период
балтские племена (ареал расселения — от Вилии до Припяти) еще только становились славянами — перенимали языковую и религиозную общность.
Еще такой момент.
Миндовг — носил европейский титул "Rex" (король), принимал христианство, вел переписку с Папой римским.
Жмудские князья (Тройден-Будивид), пришедшие после его сына Войшалка и зятя Шварна, за 25 лет (1270-1295) — утратили титул "Rex", не оставили после себя никакого письменного наследия,
отвергали христианство, оставили княжество в границах Миндовга и не имели союзников в соседних княжествах.
Гедимин — возобновил переписку с Европой, приветствовал христианство, за 25 лет (1316-1341) — удвоил площадь ВКЛ, мирно объединив разрозненные Полоцкие земли.
Чью культурную тардицию продолжили Витень и его брат Гедимин? Рогволодовичей, тесно связанных с Европой (София Минская была королевой Дании) и Миндовга или жмудинов, исторически вообще не имевших с ней культурных связей?
Редакция не выдумывает собственных версий. Мы знакомим читателя с историческими документами и академическими трудами, выдержавшими проверку временем.
Поэтому на сайте мы приводим версию Императорского Русского Географического общества,
изложенную в труде "Живописная Россия" под руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского.
[
Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский — путешественник, географ, ботаник, статистик (руководил Первой всеобщей переписью России). Вице-председатель Императорского Русского географического общества и президент Русского энтомологического общества. Почётный член: Императорской Академии наук и Академии художеств. Член Русского горного общества. Действительный член всех Российских университетов. Почётный член Витебской губернской учёной архивной комиссии.
]
PS.
И статья, и "Комментарий редакции" являются вполне политкорректными — историки и публицисты Летувы иногда создают
собственные (в отличие от нас) теории, гораздо менее аргументированные и, зачастую, просто противоречащие задокументированным фактам.
1377 после смерти Ольгерда новым в. князем становится его сын Ягайло.
В 1340-1390 года королевство Польша и Великое княжество Литовское воевали за галицко-волынское наследство.
Ради прекращения борьбы и объединения против внешних угроз в 1385 году была принята Кревская уния.
Кревская уния — династический союз, по которому литовский великий князь Ягайло (сын Ольгерда и тверской княжны), вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём.
Войска, законодательство и судебная система, а также казна (включая денежную эмиссию) оставались раздельными, сохранялась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов.
В результате Гражданской войны (1381-1392) — борьбы за власть между Ягайло и Витовтом (племянником Ольгерда) — Ягайло признал Витовта великим князем литовским,
а тот, в свою очередь, признал Ягайло верховным сюзереном Литвы.
1392-1430 Правление Витовта.
Битва под Грюнвальдом 1410 года — перелом в противостоянии с Тевтонским Орденом.
Итогом войн с Орденом стало присоединение Самогитии к ВКЛ (1411) и доступ Польши к Балтийскому морю (1466).
[
В культурологическом плане интересно сравнить первую статью Соборного Уложения (действовало с 1649 по 1832) с первой статьей Статута ВКЛ
(действовал с 1529 по 1840). "Вси обыватели Великого князства Литовского тым одным правом писаным
и от нас даным сужоны быти мають"
( арт. 1, разд. 1,: "О персоне нашой Господарской").
]
1569 Люблинская уния. Великое княжество Литовское объединяется с Королевстовм Польским в
Речь Посполитую Двух Народов для противостояния
внешним угрозам — главным образом, Московской экспансии на запад. По условиям унии Земли Русские отходят Польше.
1573 Подписан акт Варшавской конфедерации, положивший начало религиозной свободы в Речи Посполитой
(на фоне религиозных войн в Европе).
1596 Принята Брестская церковная уния — слияние исповеданий православного и католического
с сохранением восточных обрядов. Переход православных приходов в греко-католические (униатские) помог снять межконфессиональные противоречия
в стране и уменьшил влияние Москвы на внутренние дела государства.
[
В 1595 году был издан самый первый Атлас Герхарда Меркатора (все карты Земли в одной книге).
Lithvania Меркатора — первая в истории карта, посвященная только ВКЛ.
Примечательно, что в то время картографы еще изображали на территории Беларуси море Геродота (ныне Полесье).
]
Кровавый век беспрерывных войн.
Войны с Московией, Швецией, Османской империей, Войском Запорожским.
Ослабление центральной государственной власти в противостоянии со шляхетской демократией.
[ Шляхта в ВКЛ составляла 10-15% населения ]
Кровавый Потоп 1654-1667 — война с Московским царством. Самая страшная война в истории Беларуси.
В восточных областях Великого княжества Литовского людские потери достигали 70%.
Последняя попытка восстановить ВКЛ в исторических границах была предпринята в 1920 году Люцианом Желелиговским
— последним рыцарем великого княжества, генералом 1-ой Литовско-Белорусской бригады и Срединной Литвы. С грустью он отмечал:
"Ковно смотрит на Берлин, Минск (ССРБ) на Москву, а Польша пошла по пути Rzeczjednolita." Ниже цитаты из его книги "Zapomniane prawdy (Забытые истины)".
Термин Литва впервые упоминается в 1009 году в связи со смертью миссионера Бруно на "границе Литвы и Руси".
Новгородская летопись в 1197 (6706) году пишет о князе, что "посажен на Луках княжичи, от Литвы оплечье Новгороду".
Как централизованное княжество Литва формируется при Миндовге (1195-1263).
К этому времени локализация термина "Литва" в хрониках становится более конкретной.
В своей работе "Die Deutschen und die Nachbarstamme" 1837 года Йон Каспер Цойсс,
обобщая труды немецких и польских хронистов, локализует расселение литвинов (Litwany) от реки Святая (на севере) до болот Припяти (на юге).
Как наследие Полоцкого княжества, отмечается река Березина — "граница Литвы и Руси".
Начиная с XVII века, по хроникам и летописям историки пытались очертить географию "Литвы изначальной". Виюк-Коялович (писатель, историк, иезуит, профессор Виленской академии)
описывал ее так — "Все, что между реками Вилия и Припять, Litvania Мозырь, Брест, Новгородок, Гродно, Подляшье".
Литву Миндовга исследователи определяют в треугольнике Слоним-Молодечно-Новогрудок.
К XVIII веку картография вышла на современный уровень точности (буквальному наложению старых карт на современные мешает только использование разных
картографических проекций). Картографы единодушны — на всех картах, от схематичных до очень подробных "Литва"
или Великое княжество Литовское
определяется однозначно. Что и было отражено в геральдике воеводств. Наприме, в подробном
"Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny" A. Le Sage, 1799.
Иохан Мюллер в своем Атласе уточняет. Litthauen — Вильна, Троки, Гродно, Новгородок, Брест, Браслав.
Litthauische Reussen — Минск, Мстиславль, Витебск, Полоцк, Смоленск. Разделение по-прежнему проходит по Березине.
Все, что севернее Вильно — Samogitien.
После второго раздела Речи Посполитой, в России было составлено первое
"Описание всех обитающих в Российском государстве народов".
Народ, живущий западнее Смоленска, был назван "Поляки — ветвь Славянского народа, один из двух главных народов, составивших настоящий Российский."
А "древней Литвой" была названа часть ВКЛ, не попавшая в состав РИ после второго раздела РП — от Самогитии до Волыни. После третьего Раздела РП имя "Литва"
было перенесено на Самогитию. Термин "Жмудь" практически более не использовался.
Аукштайтия — верхняя (горная), — то ли расположена на высоких холмах, то ли выше по течению Немана, чем Жамойть (нижняя).
До 1920-х ее локализовали у истоков Немана на Ошмянской возвышенности — от Гродно до Браслава.
Современная Аукштайтия расположена большей частью в низине и Неман через нее не протекает. Термин Аукштайтия, обозначающий территорию,
известен со времен Питера из Дуйсбурга (14 век). Термин Аукштайты, обозначающий некий этнос, появился в 19-20 веках
Жмудь-Самогития — "в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ." (с) Брокгауз и Ефрон.
Сегодня сократилась более, чем вдвое.
Нальшаны и Дяволтва (Литва Завилейская) — во времена Миндовга вассальные Литве княжества, лежащие между Литвой и Жмудью. К собственно Литве были присоединены сыном Миндовга,
Войшалком. Занимали северную часть Литвы срединной. Собственная Литва располагалась южнее.
"Литовцы-аукштайты вышли из северных лесов и всех захватили". При этом миграция населения, начиная с IV века идет с юга на север.
"От Припяти до Вилии была война славяне_VS_балты и в XIII веке славяне вытеснили балтов с исконных мест".
Это вообще-то должно быть похоже на исход евреев из Египта. Но хроники такого исхода не фиксируют.
Автохтонный этнос на белорусских землях не менялся 2000 лет.
На самом деле вся территория Беларуси находится в зоне балтских гидронимов. И "славянство" — это не гены, а лингво-культурная парадигма. Были мощные очаги
славянской культуры — Полоцкое и Туровское княжества. Были волынские славянские анклавы на языческих землях — Гродно и Новогрудок.
Еще в XII веке сын Всеслава-Чародея
князь Рогволод-Борис в те края "ходил на ятвяг и, победя их, возвратясь,
поставил град [Борисов] во свое имя...".
Принявшие славянство составили единый доминирующий этнос ВКЛ. Для не принявших был составлен Жмудский привилей, запрещавший "упрекаить их в том,
что они приведены к повиновению силой оружия, так как добровольно они подчинились нам"