Краткая история Беларусі za apošnija 1000 hod

Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет

Термины. Список [ А-Я ]

Религия на землях белорусских
пестрая религиозная картина на протяжении веков

— наверно, это и есть причина отсутствия религиозного фанатизма в Беларуси.

Традиционную мульти-религиозность хорошо иллюстрирует образ св. княгини Софии Слуцкой — покровительницы православия на Беларуси. Из православного княжеского рода, дочь католички и православного, воспитывалась в католической семье, жена протестанта-кальвиниста. Ее мощи хранятся в Кафедральном соборе Минска (главный храм белорусского экзархата РПЦ) — бывшем католическом монастыре бернардинок.

И особо почитаемые три коронные иконы Маці Божай — Жировицкая, Остробрамская и Белыничская — равно почитаемы православными, католиками и униатами как чудотворные.

Язычество
паганства (бел.) — paganismo (латынь)


Языческое наследие


1460 rerum Prussicarum

До X века на белорусских землях единственной религией было язычество.
"Гэта не зусім так. Асобныя супольнасці хрысціян і цэрквы ўжо існавалі." — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Так сложилось, что о языческом периоде больше известно из летописных христианских источников и этнографических экспедиций Русского Императорского Географического общества.

Языческое наследие, сохранившееся в консервативной сельской глубинке, отмечали этнографы Императорского Русского Географического Общества в фундаментальных трудах "Россия — Полное географическое описание" (1905) под редакцией Семенова-Тяньшаньского и "Живописная Россия" (1882) А. Киркора.

В конце X века из Византии приходит новая религия — христианство. В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Киевские и новгородские правители того периода стали канонизированными святыми — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир "креститель Руси" и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава.

Однако два Полоцких князя, правившие весь XI век запомнились иначе — Брячеслав "обращался к волхвам и сын его рожден от волхования", а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.

Массовое "крещение" языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней — случилось только в XII веке и имело локальный характер.

На западных белорусских землях христианство также долго соседствовало с язычеством.
Одна из первых церквей в Гродно — Каложская церковь — была построена на рубеже XII-XIII вв. Ятвяги оставались язычниками почти до самой своей ассимиляции в XIV-XVI вв. И, хотя попытки христианизации предпринимались и во времена Гродненского княжества и, позже, во времена Миндовга, язычество было популярно до 1387 года — до "крещения Литвы и Жмуди" Витовтом и Ягайло.

Так, хроника "Chronicon terrae Prussiae von Peter von Duisburg", 1326 г., рассказывает о "презрении Бога" князем Витенем и разорении им церквей в Польше. Эта же хроника называет Гедымина "нечестивым врагом веры и христиан" [Dusb, III, 357] и отмечает, что Давид Городенский, военачальник и наместник его, со своим гродненским войском "святыни, церкви, облачение и алтарные сосуды и все, относящееся к богослужению, он бесчеловечно осквернял и расхищал" [Dusb, III, 343]. И убийца Давида пришел к нему, "притворяясь другом язычников" [Dusb, III, 361]

[ Что характерно — при мирном присоединении Витенем Полоцка к ВКЛ соборы оставались нетронутыми. Полоцкое княжество вошло в ВКЛ на правах автономии, и Софийский собор, с его библиотекой и архивами, оставался в сохранности до вторжения московских войск. ]

Христианство Византийского (греческого) обряда
"ортодоксия" или "истинная вера"

Туровское евангелие
Святые XI века

Путь из варяг в греки
Путь из варяг в греки

В 986 году Полоцкое княжество, лежащее на пути "из варяг в греки" крестил исландский викинг Торвальд Кодранссон. В 985 году в Константинополе он получает от Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики». В 986 году Торвальд приезжает в Полоцк и строит здесь церковь и монастырь святого Иоанна Крестителя.

[ Кстати, "крещение Беларуси" Торвальдсоном, так же как "крещение остальной Руси" Владимиром случилось еще до раскола христианской церкви на католиков (латинян) и православных (ортодоксов) в 1054 году. "А канфесійнае разуменне розніцы паміж хрысціянамі лацінскага і ўсходняга абрадаў прышло значна пазней." — уточнил представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі. ]

В 1030-1050 годах строятся Софийские соборы в Полоцке, Киеве, Новгороде, как напоминание о Софийском Соборе Константинополя.

В конце X - начале XI века на территории полоцких и турово-пинских земель были учреждены Полоцкая и Туровская епископии Руской митрополии Константинопольского патриархата.

В 1300 году в правление в. князя Витеня была учреждена Литовская митрополия со столицей в Новогрудке, позже перенесенной в Вильню.

1373 Киевская и Московская ("молящаяся за ханов, освобождается от всех даней") митрополии боролись за доминирование в регионе. Болгарский монах Киприан был послан Константинопольской Патриархией в Литву и на Русь для примирения. После посещения Москвы он писал "Патриарха литвиномъ назвали, царя такоже, и всечестный сборъ вселеньский". Киприан был избран митрополитом Киевским, Литвы и всея Руси

1439 подписана Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православных церквей.

1453 захват турками Константинополя и падение автритета Константинополького Патриархата.

1458 После разделения Киевской митрополии, митрополиты западной Руси, имевшие кафедру в Вильне, стали именоваться Киевскими, Галицкими и всея Руси, а с 1461 года московские митрополиты, имевшие кафедру в Москве — Московскими.

1596 подписана Брестская церковная уния и титул Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси стал носить предстоятель греко-католической церкви (до начала XIX века).

Літоўская мітраполія

"Літоўская мітраполія была створана ў 1299 року. Як вынікае з дакумантаў, да яе стварэньня ў Літве існавала літоўская дыяцэзія, то бо біскупства. ад 1299 яно было паднесена на ровень мітраполіі. Сядзіба мітрапаліта месьцілася ў Наваградку. Мітраполія ўлучала Наваградскае, Полацкае і Тураўскае біскупствы. Мітрапаліт таксама меў сваіх намеснікаў у Горадні і Вільні – “из старины”, як адзначана ў лісце ад 1451 р."

Поўны тэкст артыкулу А. Дайліды чытаць тут

"Православие"

Термин "православная вера", неизвестный до конца XIV века, стал вытеснять термин "ортодоксия" или "истинная вера" в документах Московского государства при Иване Грозном. К XVII веку понятие "истинная вера" было полностью заменено на "православие" или "русская вера". Униатство в московских документах того периода именовали "белоруская вера".

Старообрядцы

После церковного раскола в РПЦ в середине XVII века часть староверов переселилась в ВКЛ на белорусские земли. Одним из центров старообрядчества была Ветка. В 1791 году старообрядцы составляли 4% населения всего ВКЛ.

Христианство латинского (римского) обряда
католицизм

Крещение Литвы
1387 Крещение Литвы

1323 Стремясь к европейскому признанию и ища поддержки в борьбе с Тевтонским Орденом, в. кн. Гедымин пишет письма (оригинал / перевод) папе римскому Иоанну XXII, властям ганзейских городов, немецким францисканцам и доминиканцам. В письмах Гедимин заявлял о своем желании принять христианскую веру и приглашает рыцарей, лекарей, ремесленников, купцов, земледельцев, а также священников, и сообщает, что уже выстроены две церкви — в Вильне и Новогрудке.

1385 Подписана Кревская уния(династическая уния с королевством Польша). В. князь Ягайло был крещен по католическому обряду и становится королем Польши.

1387 Ягайло и Витовт проводят совместное крещение Литвы. Папа Урбан VI в 1389 году признает статус Великого княжества Литовского как католического государства.

В архивах Тевтонского Ордена сохранился "Спис городов", поддержавших Свидригайло во время Гражданской войны 1432-1438, расколовшей страну по религиозному признаку (Свидригайло опирался на диссидентов греческой веры). Разделение прошло по линии Полоцк-Борисов-Мозырь.

Таким образом, на белорусских землях обосновались две христианские конфессии, что в дальнейшем породит много конфликтов и попыток влияния соседних стран через церковное противостояние.

Реформация. Протестанты. Лютеране и кальвинисты.

Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Лютеранство — одно из наиболее старых протестантских течений. С ним связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере.

Кальвинизм также порожден Реформацией. Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказывать это своим трудолюбием.

Кальвинисты в ВКЛ образовали шесть округов, состоявших из общин — "гельветских (швейцарских) сборов". В XVI в. в княжестве насчитывалось 158 общин. Первая кальвинистская община появилась в Бресте (1553).

В 1565 году кальвинисты Виленским привилеем были уравнены в правах с католиками и православными. Кальвинизм становился доминирующей религией в княжестве (В Новогрудском воеводстве проживало более 600 шляхетских фамилий — в православии остались только 16)

Лидером кальвинизма стал Николай Радзивилл Черный. Он, опасаясь польского влияния с одной стороны и православного московского — с другой, прилагал все усилия к распространению третьей религии, способной объединить шляхту ВКЛ.

Иезуиты

В 1563 году (после освобождения Полоцка от войск Московии, уничтоживших библиотеку Софийского Собора) Стефан Баторий призвал в страну иезуитов — "армию папы". Орден оказал большое влияние на образование и просвещение в ВКЛ: Виленская Академия (остававшаяся центром национального духа до XIX века), Полоцкий коллегиум (а позже — Академия, был престижным европейским учебным завелдением, его выпускник — Максимилиан Рылло — был первым иследователем остатков древнего Вавилона), сеть школ и коллегиумов по всей стране.

Наследие иезуитов — первая аптека (Гродно), первые башенные часы, типографии (большинство книг XVII века в ВКЛ были напечатаны иезуитами), принесли барокко в восточную европу (первое барочное здание — Несвижский фарный костел).


Колегиум иезуитов, Минск 1910

Брестская церковная уния 1596
греко-католичество — "белоруская вера"

1569 заключена Люблинской унии и образована Речи Посполитой Двух Народов.

1573 принят акт Варшавской Конфедерации, напраленный на то, чтобы уравнять в правах представителей всех религий (религий, а не просто конфессий — и это на фоне религиозных войн в Европе, порожденных Реформацией).

1596 принята Брестская уния — переход православных приходов в греко-католические (униатские).

"Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам." — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Значимой фигурой в униатстве был архиепископ Полоцкий Иосфат Кунцевич. Он выступал как решительный сторонник единства Западной и Восточной церквей. В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В энциклике Ecclesiam Dei Папа римский Пий XI назвал Кунцевича «апостолом единения».

В московских документах начала XVI века — уже через 30 лет после Брестской униинии — Униатство именуется "белоруской верой". Униаты составляли ~40% населения, католики ~35%, прихожане РПЦ ~6%.

Униатство было не столько религиозным выбором, сколько выбором цивилизационной модели. Догмы и обряды православных, принявших Унию, остались прежними. Однако Московский патриархат, живший по Соборному уложению (основному закону Московского царства), более не оказывал давления на внутренние дела ВКЛ.

[ Интересно сравнить первую статью Соборного Уложения (действовало с 1649 по 1832) с первой статьей Статута ВКЛ (действовал с 1566 по 1840). "Вси обыватели Великого князства Литовского тым одным правом писаным и от нас даным сужоны быти мають" ( арт. 1, разд. 1,: "О персоне нашой Господарской"). ]

Базилиане

Базилиане (Ordo Sancti Basilii Magni) — общее название нескольких католических монашеских орденов византийского обряда, следующих общежительному уставу, который приписывается св. Василию Великому.

На основе монастырей, принявших Брестскую унию, был создан Орден Пресвятейшей Троицы. Впоследствии орден был переименован в честь святого Иосафата Кунцевича. Большой упор в деятельности ордена был сделан на воспитание молодёжи. На этом поприще базилиане, при поддержке иезитов, стремились поднять уровень своих учебных заведений до их стандартов (лучших в Европе). Братом Базилианского Ордена был Симеон Полоцкий ("hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni")

Иудаизм

В 1389 году Витовтом был издан привилей евреям Гродно, который освобождал от налогов синагогу и кладбище, а также регулировал торговые отношения в городе. С тех пор иудаизм стал неизменной составляющей религиозной картины белорусских земель. Традиция не прерывалась веками, и в XX веке большинство лидеров Израиля были эмигрантами из Беларуси. Даже "черта оседлости 1791 года", проведенная Екатериной II в стремлении не допустить евреев в Имерию, включала в себя только исторические земли ВКЛ.
[ В белорусском языке, в отличие от русского, слово "жид" не является ругательным — это просто фонетическая калька с "jude" — и использовалось в законодательных актах ]

После образования БССР, с 1920 по 1936, в стране было четыре государственных языка — белорусский, русский, польский, идиш.

Ислам

В 1395 г. хан Тохтамыш потерпел поражжение от Тимура и был принят Витовтом и поселен, вместе с его придворными, в г. Лида. Вслед за ним пришли татары с семьями и собственностью — в страну, где им обещали землю и свободное исповедование мусульманской веры. Татары, которые имели статус шляхты, сохранили его и в ВКЛ. На протяжении целого столетия после переселения, они имели возможность получить документы от крымских ханов о своих предках. Так в религиозную картину вплетался ислам.

Пришедшие татары, сохранив свою веру, приняли литвинские (белорусские) имена и язык. И оставили характерные памятники письменности — китабы. Белорусские тексты, записанные арабским алфавитом.

Московский Патриархат РПЦ

Религиозное многообразие было одной из причин "Кровавого Потопа" 1654-1667 гг. Наказ московского царя Алексея стрелецкому войску: “Унии не быть, латинству не быть, жидам не быть” был равносилен объявлению геноцида — под определение попадало более 80% населения.

К концуу XVIII века униаты составляли 40-70% населения ВКЛ, православные 6,5% (до 250 тысяч человек).

После раздела Речи Посполитой Белорусские земли вступили в серую полосу своей истории.

В 1839 униатские приходы были переданы в ведение Московского патриархата РПЦ. Развитие образования и культуры затормозилось почти на столетие. На смену школам иезуитов и базилиан пришли церковно-приходские школы РПЦ (открытию типовой такой школы великий А. П. Чехов посвятил свой рассказ "Кошмар")




http://www.wbc.poznan.pl/dlibra/docmetadata?id=21007&from=publication
http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Pikkolomini/de_lithuania.phtml?id=1108
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4990#_edn18
https://www.facebook.com/radabolska/posts/701400556652348
http://secret-r.net/arkhiv-publikatsij/8-2008/kak-ivan-groznyj-osvobozhdal-polotsk
https://vylazy.wordpress.com/2010/09/03/великое-княжество-литовское/
http://www.belhistory.com/bel_tatars.shtml
http://n-europe.eu/content/p/1301
http://www.othist.ru/istochniki_ska_044.html

Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.

Since 2014