"Уния не была случайными явлением; она не была и результатом личных только расчетов и своевольных действий отдельных представителей православной
церковной иерархия. Она была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась ее прямым результатом."
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890
Иосафат Кунцевич (1580 - 12 ноября 1623) — униатский епископ; архиепископ Полоцкий (с 1618 до своей смерти). Активный проповедник Унии западной и восточной христианских церквей — наследник Флоренийской Унии 1439 года и проводник Брестской Унии 1596 г.
В 1596 году, для уменьшения межконфессиональных противоречий и снижения влияния Москвы на внутренние дела ВКЛ принята Брестская уния — переход православных приходов в греко-католические (униатские).
[ "Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам." — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі. ]
Родился Иосафат (Иван) Кунцевич в 1580 году во Владимире-Волынском в семье православных. Вскоре после Брестской унии 1596 года переехал с родителями в Вильно.
В 1604 пострижен в монашество с именем Иосафат. Пишет сочинения о необходимости восстановления единства Западной и Восточной Церкви.
В 1609 году посвящён в священники, а в 1614 стал архимандритом виленского монастыря Святой Троицы.
[ При Троицком монастыре митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Ипатий Потий основал в 1601 году первую духовную семинарию Руской униатской церкви. ]
С 1618 — Полоцкий архиепископ. Первыми шагами Кунцевича в новой должности стало восстановление храмов (в том числе Софийского собора), учреждение церковно-приходских школ. Был активным проводником идей Брестсткой церковной унии. Его деятельность вызвала враждебные действия православных иерархов, желавших консолидации с Москвой, а не с Римом. В 1623 году во время пастырского визита в Витебск Иосафат Кунцевич был убит.
Наряду с возможностью религиозного примирения, Уния подняла на качественно новый уровень всеобщее образование — по всей стране открывались школы и коллегиумы иезуитов и базилиан (униатов), принявших иезуитские стандарты обучения. В них принимали к обучению всех, независимо от религиозной принадлежности. О разнице между Унией и РПЦ много сказано в классическй работе А. Киркора "Живописная Россия. Белорусское и Литовское Полесье" 1882 и в издании Гроденского Государственного Университета, 2002.
Иосафат Кунцевич довершал дело Витовта, желавшего основать в своей стране самостоятельную литовскую митрополию.
Униатская церковь в Беларуси "была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась
ее прямым результатом."
Активным сторонником Унии был канцлер ВКЛ Лев Сапега, один из авторов Статута ВКЛ.
Даже Мелетий Смотрицкий — ярый ее противник — к концу жизни перешел в униатство.
По поводу обвинений его в жестокости при введения униатства — в то время христианство не было очень мирной религией. Тридатилетняя (1618-48) война в Европе началась из противостояния католиков и протестантов. Католическая и православная инквизиции не церемонились с еретиками. В Соборном уложении (свод законов Московского царства) первая же статья была "о богохульниках" и заканчивалась словами "казнить и сжечь".
[ Интересно сравнить первую статью Соборного Уложения (действовало с 1649 по 1832) с первой статьей Статута ВКЛ (действовал с 1529 по 1840). "Вси обыватели Великого князства Литовского тым одным правом писаным и от нас даным сужоны быти мають" ( арт. 1, разд. 1,: "О персоне нашой Господарской"). ]
"Я же никогда никого к унии насилием не принуждал, такого никогда не было. Защищать же мне мои церковные права
(если на меня наступают насилием) меня принуждает обычная епископская присяга"
Иосафат Кунцевич
В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В своей энциклике Пий XI назвал Кунцевича "апостолом единения".
В 1655 московские войска заняли Полоцк и униатский архиепископ Антоний Селява бежал с мощами Кунцевича в Жировицы. После освобождения Полоцка мощи были возвращены, но в начале XVIII в., когда Полоцк занят был Петром I, отвезены в г. Белу. Реликвии привлекали массы богомольцев и служили оплотом унии. В 1917 году мощи Иосафата Кунцевича были перевезены в Вену, а с 1946 года они находятся в базилике св. Петра в Риме.
Ecclesiam Dei. Encyclical of Pope Pius XI promulgated on November 12, 1923 (text fragment)
" Для того, чтобы это единство и согласие может быть увековечена навсегда, Бог в Своем высшем провидения освятил его печатью святости и мученичества. Великая привилегия быть святым мучеником принадлежит Иосафату, архиепископу Полоцкому, восточнославянскоого обряда, который по праву считается славой и опорой восточных славян. Конечно, было бы трудно обнаружить другого человека, кто сделал больше для их вечного благополучия, чем он, их пастор и апостол. Это особенно подтверждается тем фактом, что он пролил свою кровь для того, чтобы сохранить единство Святой Церкви... "
О католической инквизиции и Торквемаде знают все. Менее известна инквизиция православная. Монография Ефима Грекулова, много лет руководившего научно-исследовательской группой Московского архивного управления, дает возможность восполнить этот пробел. Выдержки из монографии.
http://catholic.by/2/home/authors-rubrics/vatican/114169-kuncewich.html
http://www.catholic.by/2/ru/belarus/saintsbelarus/100077-kuncevich.html
Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.
Since 2014