Краткая история Беларусі za apošnija 1000 hod

Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет

Асобы. Список [ А-Я ]

Туровское княжество и Кирилл Туровский
у гістарычным і геаграфічным кантэксце

Туровское княжество и Туровское евангелие, Кирилл Туровский — вроде бы "общеизвестные истины", но существующие в неком контекстном вакууме.

Турово-Пинское княжество (Туровское княжество) - княжество X-XIV вв., расположенное в Полесье по среднему и нижнему течению Припяти. Главным городом княжества был Туров, упоминаемый в первый раз в летописи под 980 годом; другими важнейшими городами Туровского княжества были Пинск (сделавшийся впоследствии главным городом самостоятельного Пинского княжества), Мозырь и Слуцк.

Если к "общеизвестным истинам" добавить немного контекстной информации по географии, этнографии и религии от современников событий — то даже эти скудные сведения о Туровской локации XI-XII вв. станут более живыми.

Контекст географический

Перш чым чым кранаць гісторыю — наконт Тураўскага княства і Кірыла Тураўскага, — варта закрануць геаграфію. І ўзгадаць, чым было і што есьць Палесьсе.

Нават да XVII ст. трохкутнік Берасьце-Слуцк-Рэчыца пазначаўся на мапах як "Sarmatica lago (озеро)" альбо "Sarmatica palus (болото)". Там месьцілася антычнае мора Герадота .

Праз гэтыя мясьціны аніколі не праходзілі напрамкі нават воінскія выправы — толькі колавым шляхам праз Берасьце ці Лоеў. Так, рабаўнічыя набегі казакаў Хмяльніцкага на палескія мястэчкі двойчы былі спынены ў бітвах пад Лоевым, на адным і тым жа полі.

Тобок гэта было штосьці падобнае да амазонскай сэльвы. Дзікі край яцвягаў, дзе існавалі гарады-фарпосты кіеўска-валынскіх князеў і дзе праходзіла адпаведная хрысціянская місіянерская дзейнасьць.

Амаль да XVI ст. гістарычную старую Літву картографы пазначалі на мапах як "княства на ўзбярэжжы" (пры тым што выхад да сапраўднага мора яно мела хіба што ў Рызе, калі Лівонскі Ордэн запрасіўся пад ягоны патранат).

Нават сеньня Палесьсе — адзіны рэгіен Беларусі, што захаваў сваю асобную адметную аутэнтычнасьць. Да княства Літоўскага Палесьсе было далучана за часам Гедыміна і з тых часоў мяжа паміж Літоўскімі і Рускімі землямі захавалася нязменнай і пасеньня.

Контекст религиозный и Туровское евангелие XI в.

Туровско-Пинские земли XI в. принадлежли к владениям Ярославичей. В Киевских и Новгородских землях уже третье поколение князей причисляется к лику святых — к концу века их уже около 20 (см. полный список). И это не считая схимников и монахов — таких, как Преподобный Иларион схимник Печерский, в Дальних пещерах (1066).

В Полоцком княжестве весь век правят два князя-язычника, внук и правнук РогволодаБрячеслав (советующийся с волхвами) и Всеслав (рожденный волхованием и прозванный колдуном-оборотнем). Идет непримиримая борьба Рогволодовичей и Ярославичей, "примеров которой нет в нашей древней истории".

Единственный человек, которого в Полоцких землях современники называют "святым" — Торвальд Кодранссон, исландский викинг-миссионер, креститель Полоцка. До массового крещения языческих капищь в Полоцком княжестве — "крещения" Двинских камней — еще более 100 лет.

При этом Софийские соборы по образу Константинополького строятся в Киеве, Полоцке и Новгороде почти одновременно — в 1030-1050 годах.

Туровское евангелие является действительно уникальным документом эпохи. Эпохи, когда христианство приходило на белорусскую землю. Христианство, еще не разделенное на конфессии — до раскола христианской церкви на католиков (латинян) и православных (ортодоксов) в 1054 году. "А канфесійнае разуменне розніцы паміж хрысціянамі лацінскага і ўсходняга абрадаў прышло значна пазней." — уточнил представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Тобок уяўленьня аб тым, што наш Край за тым часам быўшы чымсьці кшталту "единой христианской державой, поделенной между князьями" — вельмі далёкія ад рэчаіснасьці.

Кирилл Туровский


Почтовая марка, РБ

Кирилл Туровский (1130-1182) — средневековый туровский богослов. Будучи рукоположенным епископом Турова, Кирилл прославился среди современников, как писатель и проповедник. Кирилл Туровский канонизирован православной церковью в лике святителя.

Жил и творил в XII веке — веке феодальной раздробленности белорусских земель. Туровское княжество распалось на два удела. Полоцкое княжество после смерти Всеслава Чародея поделено между его сыновьями. В смутное время родился и жил св. Кирилл.

Произведения Кирилла Туровского будут издаваться на протяжении 7 веков. В XIII веке составитель проложного сказания о св. Кирилле называл его "златословесным витиею", имея в виду его плодовитость и достоинства его поучений.

"С этой своей художественной стороны произведения св. Кирилла довольно резко выделяются от однородных русских (за исключением "слова о законе и благодати") памятников не только до-монгольского, но и вообще до-Петровского времени.

Сочинения же Кирилла туровского (не только церковно-учительные, но и остальные) — вполне законченные — как по замыслу, так и по литературному исполнению — произведения, в которых не заметно разносоставности, и которые могли принадлежать только ораторски-образованному таланту

В век Кирилла туровского на Руси эта символическая образность представления вместе с метафоричностью речи не была какою-либо новинкою, ...но никогда ни раньше, ни позже она не выражалась в таком совершенстве, в такой полноте, как в словах св. Кирилла. "
Русский биографический словарь, 1896


Памятники Кириллу Туровскому в Гомеле, Турове, Минске




Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.

Since 2014