Полоцкое княжество — княжество кривичей на "Пути из варяг в греки". Первые летописные сведения о нем связаны со скандинавскими варягами. Хроника "Деяния данов" (Gesta Danorum) рассказывает о походе на Полоцк легендарного короля Фроди I (V-VI в. н.э.). В "летописях руских" впервые упоминается в 862 году ("Повесть временных лет").
Подробный анализ сведений о "Полоцке времен Аттилы" можно посмотреть ТУТ.
Поскольку Полоцкие летописи исчезли вместе с разрушенным Софийским собором, о многих эпизодах истории мы сегодня знаем только из скандинавских хроник. Так София, княжна Минская — рускими летописями не упоминается, но хорошо известна из западных источников (сочинения Саксона Грамматика, "Саги о Кнютлингах", генеалогии датских королей) — она была королевой Датской, женой Вальдемара I Великого.
Столицу княжества — Полоцк — скандинавские летописи особо выделяли из остальных 8 городов руских — Киев, Полоцк, Новгород, Изборск, Ростов, Муром, Ладога, Белоозеро, — упомянутых к 862 году.
"Особое тяготение варягов к Полоцку" подчеркивал А. Н. Веселовский в своей работе "Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Wilkinasaga)". Так же, как и "необщерусскую его политическую ориентацию — у одних на руках половцы, у других Литва и Ливь".
[ Александр Николаевич Веселовский (1838-1906) — историк литературы, профессор Петербургского университета, академик. Был награжден Константиновской медалью — высшей наградой Императорского Русского географического общества. ]
Некоторую обособленность от Киева княжеству добавляло море Геродота (Сарматское море, Sarmatia sea), покрывавшее все Полесье. Оно изображалось на картах до XVI века и на его берегах картографы помещали историческую Литву
Полоцкое княжество быстро отпало от предполагаемого "древнерусского государства".
920-978 Рогволод. Первым известным князем Полоцка, о котором упоминают летописные источники, был Рогволод (ум. ок. 978). Прямых наследников по мужской линии он не оставил — киевский князь Владимир ("Красно Солнышко", креститель Руси) убил его и его сыновей, и насильно взял в жены дочь Рогнеду.
987 Изяслав и Рогнеда. Рогнеда пыталась отомстить и убить Владимира, но попытка была неудачной. На ее защиту с мечом стал старший сын — малолетний Изяслав. По совету бояр: "Не убивай её ради дитяти сего, но воздвигни отчину отца её, и отдай ей с сыном твоим", Изяслав и Рогнеда были отправлены в Полоцкую землю, город Заславль (Изяславль).
"И с тех пор взимают меч Рогволожи внуки против Ярославовых внуков."
Дети от брака Владимира и Рогнеды положили начало родам Изяславичей ("Рогволожи внуки" — князья Полоцкие) от старшего Изяслава и Ярославичей
("Рюриковичи" — князья Киевские, Новгородские, Ростовские) от Ярослава Мудрого, младшего сына.
"В вековой распре Ярославичей и Изяславичей есть что-то расовое" — отмечал Веселовский.
В летописях и литературе князей Полоцких именуют Рогволодовыми внуками, Рогволодовичами, Изяславичами, Брячеславовичами (от сына Изяслава), Всеславичами (от внука Изяслава), но не Рюриковичами или Владимировичами.
986 Торвальд Кодранссон. Крещение Полоцка, в отличие от остальной Руси, связывают с именем Торвальда Кодранссона (Торвальда Вандроўніка) — легендарного христианскиого миссионера и путешественника. В Полоцке он основал монастырь святого Иоанна Крестителя и в Полоцке же похоронен. Согласно исландской саге "Прядь о Торвальде Путешественнике" Торвальд похоронен "в горе у церкви Иоанна и почитается как святой".
Век расцвета княжества.
Брячеслав, сына Изяслава. Присоединил земли между Западной Двиной и Десной, где основал город Браслав.
В его правление начато строительство Полоцкого Софийского собора (1030-60) — одного из трех (Киев, Полоцк, Новгород) Софийских соборов, построенных в одно время и по единому образу — образу патриаршего собора Св. Софии в Константинополе.
Его княжение отмечено успешным походом на Новгород и борьбой с киевским князем Ярославом Мудрым. Это противостояние по-разному описано в "Саге об Эймунде" и киевских летописях. Сага повествует о том, как Эймунд выступил на стороне Брячеслава, и "мир творит" Ингигерда (дочь короля Швеции, жена Ярослава). И Эймунду в удел отдается Полоцк, Брячеславу Киев, а Ярославу Новгород. Руские летописи рассказывают немного иначе.
"Сага об Эймунде"
"Тогда затрубили сбор, и было всем объявлено, что Господыня Ингигерда хочет говорить с Конунгом и его людьми. Когда собрались люди, мужи увидели,
что Господыня Ингигерда находится в Нордманнской дружине Конунга Эймунда. В тоже время обнародовано от имени Конунга Вартилафа (Брячеслава),
что Господыня будет творить (мир)... Она сказала Конунгу Ярислейфу (Ярославу), что ему держать вперед самую важную часть Гардарика,
то есть Гольмгард (Новгород), а Вартилафу владеть Кунигардом (Киевом), другою лучшею частью всех владений, с податями и сборами, —
от чего будет он иметь вдвое более владения, нежели как имел прежде, Палтеск (Полоцк) и область, лежащую подле, иметь Конунгу Эймунду,
и быть ему там Конунгом, пользуясь всеми земскими сборами, какие там положены."
Всеслав, сын Брячеслава. Пожалуй, самый известный князь Полоцкий. В свое долгое княжение (57 лет) он — оставаясь язычником-колдуном и не будучи причисленным к лику святых, — завершил строительства Полоцкого Софийского собора (1030-60). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора.
Всеслав продолжил традицию противостояния Ярославичей и Рогволодовичей — в 1065 году держал в осаде Псков и разграбил Новгород. Против него выступили совместно правившие трое Ярославичей — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. Они направились на Минск. Войска Ярославичей и Всеслава сошлись на реке Немиге.
1067 Битва на Немиге. Эпичное сражение, вызывавшее трепет у летописцев. Первое упоминание о Минске и Дудутках. По итогам битвы Всеслав Чародей был приглашен на переговоры, пленен, освобожден киевским вече и избран киевским князем.
Княжение Всеслава было наивысшей точкой расцвета Полоцкого княжества. Ещё при жизни он разделил полоцкую землю между своими сыновьями, которые, в свою очередь, поделили полоцкие уделы между своими детьми.
"О полоцкой свободности
або Венеции"
Век феодальной раздробленности. Полоцкое княжество разделено на Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское.
1101-1128 княжение Рогволода-Бориса — последнее долгое княжение Полоцкого князя. В его княжение были ограничены права князя в Полоцке, усилилось городское самоуправление. Рогволод-Борис был последним князем, запомнившимся догим (27 лет) правлением. К концу XII века форму правления в Полоцком княжестве "Хроника Литовская и Жмойтская" характеризует как "свободность полоцкую або Венецию".
В XII веке продолжилась вражда с Ярославичами — в разгоревшейся войне сын Бориса, Рогволод-Василий вместе с другими полоцкими князьями был пленен и выслан в Византию. Через 10 лет они возвратились, но к этому времени князей в полоцких землях выбирало вече. Подробно свидетельства и причины высыки князей рассмотрены в работе А. В. Рукавишникова (МГУ им Ломоносова).
Крещение языческих капищь и первые христианские святые — Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский.
К XII веку на территории Беларуси христианство не было доминирующей религией, скорее было довольно локальным.
В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Уже третье поколение Киевских и Новгородских князей причислено к лику святых — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир "креститель Руси" и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава (всего около 20 человек, не считая схимников и монахов).
Однако два Полоцких князя (Брячеслав и Всеслав), правившие весь XI век запомнились иначе — Брячеслав "обращался к волхвам и сын его рожден от волхования", а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей. Единственным человеком, которого в Полоцких землях современники считали святым, был Торвальд Кодранссон, креститель Полоцка.
Так начинала складываться богатая палитра религий на белорусских землях.
Одним из значимых культовых артефактов, оставшихся от XII века являются Двинские (Борисовы) камни — огромные валуны с выбитыми на них христианскими символами. Массовое "крещение" языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней.
Двинские (Борисовы) камни связывают с именами первых князей Полоцких и Друцких, носивших по два имени (языческое и христианское) — Рогволода-Бориса (1040-1128, сын Всеслава "Чародея") и его сына Рогволода-Василия. С именем Рогволода-Бориса также связан город Борисов — "ходил он на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя..."
Однако, в связи с раздробленностью Полоцкого княжества на уделы, "крестовый поход" на язычество затронул только саму Полоцкую землю (Витебская обл.).
В XII веке в Турово-Пинском княжестве писал свои труды Кирилл Туровский (1130-1182) — богослов, писатель и проповедник. Одно из ярких имен XII века — внучка Всеслава "Чародея", св. Ефросиния Полоцкая (1101-1167) — монахиня и просветительница, легендарная переписчица Полоцкой летописи, основательница иконописных и ювелирных мастерских. Церковное почитание ее на землях от Полоцка до Киева началось еще в XII веке — существовали церковная служба и «Житие» преподобной Евфросинии.
[ Московская церковь до XIX века не имела к ней отношения — Макарьевские соборы XVI в., канонизировавшией русских святых, не считали ее таковой. И хотя ее имя упоминается в "Степенной книге царского родословия" (написанной при Иване Грозном, временно захватившем Полоцк), первая русская служба преподобной Ефросинии была составлена в 1893 году. Поэтому довольно странно читать на православных порталах о том, что "преподобная мати Евфросиния как воин Христов на страже охраняет крайний ЗАПАДНЫЙ рубеж РУССКОЙ земли". Полоцк, в общем-то, находится на ВОСТОКЕ земли, которая называется БЕЛАРУСЬ. ]
Рядом с Полоцким княжеством, на берегу моря Геродота, в исторической Литве под предводительством Миндовга складывается княжество Литовское. К 1266-69 году, после смерти его сына Войшалка и зятя Шварна, княжеская (королевская) династия обрывается.
В Пруссии начинает доминировать Тевтонский Орден. В Ливонии папской буллой утвержен Орден Меченосцев (Ливонский Орден). Основание на Двине города Динабург (Даугавпилс) в 1275 году снижает роль Полоцка в транзитной торговле. Установившаяся граница с Латгалией (Латвией) существует по сей день.
Anarchie или sans duc. (анархия, без князя; франц.) — так характеризовали в старых учебниках период с 1223 года в Полоцком княжестве и с 1267 в княжестве Литовском. Конец этого периода связывали с княжением детей Лютувера (Lutuver) — в 1307 князя Воина в Полоцке и в 1291 князя Витеня в Литве.
Гедимин, принявший правление после Витеня и объединивший оба княжества, считался третьим сыном Лютувера. Имя Лютувер (Lutuver) многие исследователи выводили от лютичей-велетов (lutizi-veltae-wilzians). На ранних картах Литва (Lithuania Propria) иногда писалась как LUTUANIA.
В правление (1316-1341) в. князя Гедимина к Великому княжеству Литовскому мирно присоединились разрозненные княжества и уделы — Полоцк, Гродно и Берестье, Витебск, Минск, Туров и Пинск. Собраны воедино все белорусские земли, кроме Полесья.
Собраны мирно — нет в хрониках упоминания о битвах и осадах. Полоцкая София нетронутой простояла еще 300 лет (до прихода московского войска) — что несравнимо с походами Давида Городенского (наместника Гедимина) на Ревель (Таллин) или Мазовию.
Возможно, Императорское Русское Географическое Общество ("Живописная Россия", 1882) было право, утверждая происхождение Гедыминовичей от Полоцких Рогволодовичей — из многих версий эта выглядит наиболее логично.
Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.
Since 2014