Краткая история Беларусі za apošnija 1000 hod

Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет

Асобы. Список [ А-Я ]

Сымон Будный

Сымон Будный
С. Будный в пекле, 1596

Сымон Будный
Катехизис

Сымон Будный (1530-13.01.1593) — социнианский проповедник XVI века, гуманист, просветитель, церковный реформатор.

Напечатал Новый Завет с комментариями и замечаниями, что стало первой во всемирной литературе попыткой радикальной рационалистической критики Евангелия. Поддерживал концепцию ограниченной, просвещённой монархии. Один из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке.

[ Социнианство или антитринитарное учение получило свое название по имени Фауста Социна — итальянского теолога, жившего и работавшего в Кракове. Возникло и было распространено в Речи Посполитой.

Социниане в основание своего учения кладут только Священное Писание, учат, что оно написано по внушению Св. Духа. Отрицают догмат о Троице.
Они отрицают первородный грех, а также наклонность человека только ко злу: он свободен поступать дурно или хорошо. Они считали, что Иисус явился затем, чтобы примирить не Бога с людьми, а людей с Богом. Он умер крестной смертью, чтобы своей смертью запечатлеть истину проповедуемого Им учения, а никак не с целью искупить первородный грех и умилостивить гнев Божий. Относительно воскресения из мертвых они учили, что оно будет духовное и тела в нем участия не примут. Крещение детей они также допускали как древний обряд, но необходимости его не признавали.
]

Сымон Будный закончил Краковскую академию, учился в Италии, Швейцарии. По приглашению Радзивилла Черного стал пастором протестанской общины в Клецке, был магистром в Фарном костеле св. Троицы. В Несвиже издавал свои сочинения на польском, латинском и белорусском языках. Его деятельность поддерживал будущий канцлер ВКЛ Астафий Волович. Именно Волович приказал перевести из Вильни в новую типографию шрифты самого Скарыны.

Одна из его работ "Катехизис, то есть наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана" (Несвиж, 1562) переиздавалась трижды: в Стокгольме в 1628 и в Минске в 2005 и 2012 гг.

В посвящении к "Катехизису" он обращается к князьям Радзивиллам:
"Абы ваши княжацские милости не только в чужоземских языках кохали, але бы ся тежь и того здавна славного языка словенского размиловати и оным ся бавити рачили. Слушная бо речь ест, абы ваши милости того народу язык миловати рачили, в котором давные предки и их княжацские милости панов отци ваших милости славне преднейшие преложеньства несуть".

Труды Сымона Будного и Василя Тяпинского характеризуют взгляды белорусского движения Возрождения и Реформации.

В Несвиже сохранилось здание, где размещалась типография Сымона Будного. Невдалеке от него воздвигнут памятник выдающемуся гуманисту и просветителю.




inbelhist.org/?p=4737

Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.

Since 2014