Впервые гербы в современном понятии возникли во времена Крестовых походов XI-XIII вв. На белорусских землях такие гербы появились в XIV-XV вв. По Городельской унии 1413 года бояре Великого княжества Литовского вошли в польское шляхетское гербовое братство — "акт об адопции".
Первые два автора, представленные ниже, писали свои труды в 1580-х — во времена Стефана Батория, через 15 лет после Люблинской унии 1569 и образования Речи Посполитой Обоих Народов.
Третий автор ("Атлас" 1799 г.) работал во времена разделов Речи Посполитой 1772-1795.
Т.о. можно видеть, что эти 200 лет гербы воеводств ВКЛ-Беларуси оставались неизменными. Погоня и Калюмны. Их стоит чтить хотя бы за это.
Карта "Litvaniae, административоное деление, 1749" взята из альбома "Картография ВКЛ XV-XVIII вв".
Бартош Папроцкий (1543-1614) - польский и чешский историк и геральдист, поэт и переводчик.
Bartosz Paprocki о Погоне — "Погоня, которая только князьям великим и княжеству оному належит". Использование герба Калюмны он связывал с именем Витеня — "Уживал знак рыцарски, трех слупов, как о том руские хроники говорят"
Посмотреть "Herby rycerstwa polskiego" Bartosza Paprockiego, переизданную в 1858, можно ТУТ.
Марцин Бельский (1495-1575) — польский писатель, историк и поэт. Сделал первый в польской литературе обзор всемирной истории. Его работы существенно повлияли на всю восточнославянскую историографию.
Погоня и Калюмны — "гербы Litewskie". "Рыцарство Литовское уживает на хоругви по одной стороне Погоню/... по другой три слупа белых на поле червоном..."
Скачать оригинальное издание 1597 года можно ТУТ.
Посмотреть "Kronika polska" Marcina Bielskiego, переизданную в 1856, можно ТУТ.
Граф Эммануэль Огюстен де Лас Каз (Marie-Joseph, Emmanuel, Auguste, Dieudonne, marquis puis comte de Las Cases, 1766 - 1842) — французский картограф, конфидент Наполеона во время ссылки на остров Святой Елены, автор воспоминаний о нём.
В 1801 году под псевдонимом A. Lesage опубликовал свой труд "Atlas historique, genealogique, chronologique et geographique de A. Lesage.", заслуживший высокую оценку Наполеона. К 1850 году Атлас неоднократно дополнялся и переиздавался.
Посмотреть / скачать оригинальное издание "Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny" можно ТУТ.
Калюмны — герб Dawny Litewsky, догеральдический и геральдический знак Великого княжества Литовского, известный с XIII века. Чаще всего рассматривается как герб Гедиминовичей, наследников Рогволодовичей.
По начертанию знак близок к родовым знакам Киевско-Новгородских Рюриковичей и княжеским печатям XI-XII вв. Всеслава Чародея и его сына Бориса-Рогволода — первого полоцкого князя, имевшего крестильное имя и проводившего крещение Двинских камней (языческих капищ).
Все кресты Двинских камней изображались с "Голгофой" (характерным постаментом). Внесение "Голгофы" в графику языческих княжеских печатей логично трансформирует ее в Калюмны. Они и стилистически очень близки своим лаконизмом — крест на Рогволодовом камне XII в. и Калюмны XIII в. Кстати — постамент-голгофа и на Калюмнах и на Двинских камнях 2-ступенчатая, в отличие от 3-ступенчатой в трдиции РПЦ.
Хроники связывают Калюмны с княжением Витеня (1293-1316), брата (?) полоцкого кн. Воина и в. кн. Гедимина — "Уживал знак рыцарски, трех слупов, как о том руские хроники говорят".
На монетах изображения «Колюмн» появляются с конца XIV в., в правление Витовта (1392-1430), внука Гедимина. Согласно Яну Длугошу, в Грюнвальдской битве 1410 года из 40 литовских хоругвей 10 были с изображением «Колюмн».
Еще в XVI веке связь "Калюмны" - Гедыминовичи - Рогволодовичи - Полоцк была очевидной. Московский царь Иван Грозный, после взятия Полоцка, добавил на большую царскую печать именно "Калюмны", как символ города.
В битве под Грюнвальдом 1410 года из 40 литовских хоругвей 10 шли под знаком "Калюмны"
В гербовниках Речи Посполитой герб Калюмны именовался, как Dawny Litewsky или Jagielonow (родовым замком Ягайло был Крево) и не был привязан к конкретному воеводству Великого княжества Литовского.
В белорусском медийном пространстве приписывать Калюмны Трокскому воеводству так же неприлично, как писать Миндаугас или Витаутас.
Единственый раз, когда Калюмны присутствовали в гербе этого воеводства — это в "Codex Bergshammar" XV в. на щите "копейщика". Однако там он присутствует и как отдельный герб, а так же стоит на каждом щите (у всадника Погони в том числе). Впоследствии у Трокского копейщика щит исчезает и Калюмны на гербе воеводства более не появляются.
Кроме того, как сказано в "Herby rycerstwa polskiego" 1584, герб Калюмны просто старше города Троки.
http://www.gerb.bel.ru/pages/strani/belorus_91_1.htm
http://rusarch.ru/rappoport2.htm
http://inbelhist.org/try-pyachatki-rogvalodavichaў/
Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.
Since 2014