Краткая история Беларусі za apošnija 1000 hod

Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет

Термины. Список [ А-Я ]

Туровское евангелие

Туровское евангелие
Туровское евангелие

Туровское евангелие
г. Туров

Туровское Евангелие — рукописное Евангелие-апракос, созданное в первой половине XI века (1030-1050 гг), текст написан кириллицей. Хранится в библиотеке Академии наук Литвы. Туровское Евангелие является одним из древнейших памятников славянской письменности. Старейший памятник письменности на территории Беларуси.

[ Евангелие — повествование о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа.
Апракос (др.-греч. не-дельный, праздничный) — разновидность Евангелия или Апостола, в которой текст организован не в каноническом порядке, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями.
]

От рукописи сохранилось только 10 листов. Они были найдены в Турове в 1865 участниками организованной Виленским учебным округом археографической экспедиции. В 1869 году в Вильне вышло исследование текста Туровского Евангелия, подготовленное П. А. Гильтебрандтом.

Туров — город, впервые упомянутый в 980 году, столица Турово-Пинского княжества. В XI веке стал значимым центром христианства. Родина Кирилла Туровского — богослова и теолога XII века.

"Туровское евангелие", П. А. Гильтебрандт, 1869
Древнiй текстъ, съ современнымъ насупротивъ

Туровское евангелие
Файл PDF, 2,7 Mb
Скачать

Острожский Константин Иванович
Почтовая марка, РБ

"Туровское Евангелие является одним из наидревнейших восточнославянских рукописных памятников христианской культуры. Оно было переписано неизвестным "списателем" в XI веке и представляет собой короткий апракос. Наидревнейшие списки короткого Евангелия-апракоса, среди которых и Туровский список, имеют преобладающе болгарское происхождение." Л. Левшун, кандидат филологических наук, www.turov.by

На двух листах сохранились две вкладные записи начала XVI века (1508 и 1513 годов) на земли туровской Преображенской церкви, дарованные ей князем Константином Острожским — героем Оршанской битвы и отцом Константина-Василия Острожского. Род Острожских, по одной из версий, происходил от Турово-Пинских князей.

XI век. Исторический контекст

Туровское Евангелие — один из первых камней в пестрой мозаике традиционных религий нашего края.

Туровское евангелие
Святые XI века

Туровско-Пинские земли принадлежат к владениям Ярославичей. В Киевских и Новгородских землях уже третье поколение князей причисляется к лику святых — к концу XI века их уже около 20 (см. полный список). И это не считая схимников и монахов — таких, как Преподобный Иларион схимник Печерский, в Дальних пещерах (1066).

В Полоцком княжестве весь век правят два князя-язычника, внук и правнук РогволодаБрячеслав (советующийся с волхвами) и Всеслав (рожденный волхованием и прозванный колдуном-оборотнем). Идет непримиримая борьба Рогволодовичей и Ярославичей, "примеров которой нет в нашей древней истории".

Единственный человек, которого в Полоцких землях современники называют "святым" — Торвальд Кодранссон, исландский викинг-миссионер, креститель Полоцка. До массового крещения языческих капищь в Полоцком княжестве — "крещения" Двинских камней — еще более 100 лет.

При этом Софийские соборы по образу Константинополького строятся в Киеве, Полоцке и Новгороде почти одновременно — в 1030-1050 годах.

Поэтому Туровское евангелие является действительно уникальным документом эпохи. Эпохи, когда христианство приходило на белорусскую землю. Христианство, еще не разделенное на конфессии — до раскола христианской церкви на католиков (латинян) и православных (ортодоксов) в 1054 году. "А канфесійнае разуменне розніцы паміж хрысціянамі лацінскага і ўсходняга абрадаў прышло значна пазней." — уточнил представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.




http://www.pisateli.by/2015/turovsoe-evangelie.htm

Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.

Since 2014