Краткая история Беларусі za apošnija 1000 hod

Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет

Термины. Список [ А-Я ]

Крещение Литвы

В основе статьи лежат работы Яна Длугоша (1415-1480), современника Ягайло (великий князь и король умер, когда Длугошу было 19 лет).

1387 год. День Пепла* (20 февраля)

"По прибытии в Литву король Владислав (Ягайло) собирает в Вильно съезд в день Пепла [20 февраля]. Туда съехались по повелению короля его братья, князья Скиргайло Трокский, Витовт Гродненский, Владимир Киевский, Корибут Новгородский, и большое число рыцарей и простого люда;

и в течение многих дней Владислав, король польский, при содействии католических князей, прибывших с ним, прилагал много стараний к тому, чтобы рыцари и простые люди, отвергнув ложных богов, которым они, обманутые тщетой языческих заблуждений, до тех пор поклонялись, согласились почитать единого истинного бога и поклоняться ему и исповедовать христианскую веру."

В этот день король и в.кн. Ягайло подписывает привилей "што датычыцца пэўных вольнасцей, нададзеных жыхарам Вялікага княства Літоўскага па ўзору вольнасцей Каралеўства Польскага, дзе ўстанаўліваюцца і ўводзяцца суддзі ў рэгіёнах."

В этом привилеи Ягайло дает ставшее классическим определение Погони:

— "Калі будзе патрэба праследаваць якіх бы там ні было ворагаў, непрыяцеляў і самой зямлі нашай Літоўскай уцекачоў, то для праследавання такім спосабам, які традыцыйна завецца "пагоняй" (quod pogonia vulgo dicitur), абавязаны выступаць не толькі людзі, хто носіць зброю, але і кожны мужчына, у якіх бы абставінах ці становішчы ён ні знаходзіўся, толькі б мог насіць ваенную зброю."

Этот и последующие привилеи поддерживали принятие католичества жителями ВКЛ: — "Усялякі ж, хто, прыняўшы святую каталіцкую веру, ад яе праклятым чынам адступіцца, альбо адмовіцца яе прыняць, няхай не будзе ў поўнай меры цешыцца вышэй апісанымі правамі."

Через 50 лет, во второй Гражданской войне 1432-38, после смерти Витовта расколовшей страну во многом по конфессиональной принадлежности, линия противостояния прошла по диагонали через всю Беларусь — от Браслава через Борисов до Мозыря (Спис городов Свидригайло сохранился в архиве магистров Тевтонского ордена в Кёнигсберге). Трокский привилей 1434 года уравнял в правах верующих римской и греческой церквей и во многом предопределил исход войны.

Самый старый сохранившийся в РБ костел (1433) был заложен Яном Немирой, конюшим в.кн. Витовта в местечке Вселюб под Новогрудком.

Самый старый неперестроеный костел в Беларуси (1449) заложен Николаем Немировичем (сыном Яна Немиры) в м. Ишколдь. Действует по сей день. И да, если кого-то тревожит "неруское" название Ишколдь, то стоит напомнить — вся Беларусь лежит в ареале балтских топонимов, и славянство — не генетика, а культурная парадигма, распространявшаяся вслед за централизацией государства.

*

* День пепла, пепельная среда (лат. Dies Cinerum) — день начала Великого поста в латинском обряде католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей. Отмечается за 46 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В православии соответствует "чистому понедельнику".

На имше этого дня проводится обряд посыпания пеплом или наносится на лоб пеплом знак креста. Пепельной среде предшествует "жирный вторник" — последний день периода карнавалов, празднеств и развлечений перед Великим постом (Марди Гра).

Хронология событий

*** Первых католических монахов в Литву приглашал еще в. кн. Гедимин в своем письме 1323 года. Но языческие традиции в Литве оставались сильны еще очень долго.

Языческое наследие, сохранившееся в консервативной сельской глубинке, отмечали этнографы Императорского Русского Географического Общества в фундаментальных трудах "Россия — Полное географическое описание" (1905) под редакцией Семенова-Тяньшаньского и "Живописная Россия" (1882) А. Киркора.

1377 Умирает в. князь Ольгерд. По завещанию, в обход традиционного наследования, новым в. князем становится Ягайло. Кейстут, брат Ольгерда, достаточно автономно правивший в Троках, отодвинут на второй план.

Ягайло было 30 лет и он искал пути модернизации страны, был готов к принятию христианства. Кейстуту было 80 лет и он был решительным противником крещения.

1381 Начинается Гражданская война в ВКЛ, длившаяся с перерывами до 1392 года. Кейстут и Витовт против Ягайло. В ходе войны обе стороны неоднократно обращаются за помощью к Ордену, предлагая в качестве платы за услуги Самогитию.

1385 Заключена Кревская уния — соглашение о династическом союзе ВКЛ и Польши через брак в. кн. Ягайло с королевой Ядвигой. Ягайло, оставаясь в. князем Литовским, становится королем Польши, управляя обоими государствами из Кракова. Согласно условиям союза, Ягайло обязуется обратить Литву в католичество.

1387 Ягайло возвращается в Вильню и проводит "крещение Литвы", заложив первые фарные костелы в Вилькомире, Мейшаголе, Медниках, Неменчине, Крево, Гайне, Обольцах и Лиде(?). Чуть позже были заложены костелы в Быстрице (1390), Ошмянах (1391), Фара Витовта в Гродно (1389) и костел св. Роха на золотой Горке в Минске (1390-е).

Крещение Самогитии (Жмуди) происходило в XV веке, после ее окончательного присодинения к ВКЛ — итога Великой войны 1409-1411 с Орденом (Битва под Грюнвальдом)

Локализация Литвы
на старых картах и в хрониках

Карты и хроники XIII-XVIII вв.

Города и реки Беларуси
Города и реки РБ

Литва, ВКЛ
1810 Литва

Термин Литва впервые упоминается в 1009 году в связи со смертью миссионера Бруно на "границе Литвы и Руси". Новгородская летопись в 1197 (6706) году пишет о князе, что "посажен на Луках княжичи, от Литвы оплечье Новгороду". Как централизованное княжество Литва формируется при Миндовге (1195-1263). К этому времени локализация термина "Литва" в хрониках становится более конкретной.

В своей работе "Die Deutschen und die Nachbarstamme" 1837 года Йон Каспер Цойсс, обобщая труды немецких и польских хронистов, локализует расселение литвинов (Litwany) от реки Святая (на севере) до болот Припяти (на юге). Как наследие Полоцкого княжества, отмечается река Березина — "граница Литвы и Руси".

Начиная с XVII века, по хроникам и летописям историки пытались очертить географию "Литвы изначальной". Виюк-Коялович (писатель, историк, иезуит, профессор Виленской академии) описывал ее так — "Все, что между реками Вилия и Припять, Litvania Мозырь, Брест, Новгородок, Гродно, Подляшье". Литву Миндовга исследователи определяют в треугольнике Слоним-Молодечно-Новогрудок.

Картографы располагали Литву на берегу большого озера — "Sarmatica lago", — остатков "Моря Геродота", ставших сегодня Полесскими болотами.

К XVIII веку картография вышла на современный уровень точности (буквальному наложению старых карт на современные мешает только использование разных картографических проекций). Картографы единодушны — на всех картах, от схематичных до очень подробных "Литва" или Великое княжество Литовское определяется однозначно. Что и было отражено в геральдике воеводств. Наприме, в подробном "Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny" A. Le Sage, 1799.

Иохан Мюллер в своем Атласе уточняет. Litthauen — Вильна, Троки, Гродно, Новгородок, Брест, Браслав. Litthauische Reussen — Минск, Мстиславль, Витебск, Полоцк, Смоленск. Разделение по-прежнему проходит по Березине. Все, что севернее Вильно — Samogitien.

Литва в Российской империи

После второго раздела Речи Посполитой, в России было составлено первое "Описание всех обитающих в Российском государстве народов". Народ, живущий западнее Смоленска, был назван "Поляки — ветвь Славянского народа, один из двух главных народов, составивших настоящий Российский." А "древней Литвой" была названа часть ВКЛ, не попавшая в состав РИ после второго раздела РП — от Самогитии до Волыни. После третьего Раздела РП имя "Литва" было перенесено на Самогитию. Термин "Жмудь" практически более не использовался.

Мигрирующие и забытые термины

Аукштайтия, Жмудь-Самогития, Нальшаны и Дяволтва.

Аукштайтия — верхняя (горная), — то ли расположена на высоких холмах, то ли выше по течению Немана, чем Жамойть (нижняя). До 1920-х ее локализовали у истоков Немана на Ошмянской возвышенности — от Гродно до Браслава. Современная Аукштайтия расположена большей частью в низине и Неман через нее не протекает. Термин Аукштайтия, обозначающий территорию, известен со времен Питера из Дуйсбурга (14 век). Термин Аукштайты, обозначающий некий этнос, появился в 19-20 веках

Жмудь-Самогития"в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ." (с) Брокгауз и Ефрон. Сегодня сократилась более, чем вдвое.

Нальшаны и Дяволтва (Литва Завилейская) — во времена Миндовга вассальные Литве княжества, лежащие между Литвой и Жмудью. К собственно Литве были присоединены сыном Миндовга, Войшалком. Занимали северную часть Литвы срединной. Собственная Литва располагалась южнее.

Забавные тезисы

Несколько забавных рассуждений.

"Литовцы-аукштайты вышли из северных лесов и всех захватили". При этом миграция населения, начиная с IV века идет с юга на север.

"От Припяти до Вилии была война славяне_VS_балты и в XIII веке славяне вытеснили балтов с исконных мест". Это вообще-то должно быть похоже на исход евреев из Египта. Но хроники такого исхода не фиксируют. Автохтонный этнос на белорусских землях не менялся 2000 лет.

На самом деле вся территория Беларуси находится в зоне балтских гидронимов. И "славянство" — это не гены, а лингво-культурная парадигма. Были мощные очаги славянской культуры — Полоцкое и Туровское княжества. Были волынские славянские анклавы на языческих землях — Гродно и Новогрудок. Еще в XII веке сын Всеслава-Чародея князь Рогволод-Борис в те края "ходил на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град [Борисов] во свое имя...".

Принявшие славянство составили единый доминирующий этнос ВКЛ. Для не принявших был составлен Жмудский привилей, запрещавший "упрекаить их в том, что они приведены к повиновению силой оружия, так как добровольно они подчинились нам"

PS.

Большое спасибо Rada Radabolskaja за хороший пост, послуживший основой статьи.




https://dlugosz.polona.pl/en/roczniki/joannis-dlugossii-senioris-canonici-cracoviensis/4
https://polona.pl/item/199917/228/
https://www.facebook.com/radabolska/posts/701400556652348
http://starbel.narod.ru/d040.htm
http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/letapisy-gramaty-pryvilei-khii-khvi-st-st/belaruskiya-gramaty-i-pryvilei-khiii-khiv-st-st/pryviley-vyalikaga-knyazya-lito-skaga-i-karalya-polskaga-uladzislava-yagayly-1387-goda/
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Litva/XIV/Gedimin/14.phtml?id=2255

Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.

Since 2014