Ипатьевская летопись, 1219 год, договор Литовских князей с Галицко-Волынским княжеством.
"Бяху же имена литовских князей: се старейший Живинбуд, Давьят, Довспрунк, брат его Миндог, брат Довъялов Виликаил; а жемоитские князи: Ерьдивил, Выкынт; а Рушьковичев: Кинтибуть, Вонибут, Бутовит...".
Кем они были и почему так звучали их имена?
Живет и кочует по публикациям забавный тезис: "Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку". [Хороший пример — классический труд профессора Е. Карского "Белоруссы" Т.1.]
Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов — названий водоемов), геноцид "литовцев" был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (соотношение по площади как 200/10 тыс.км2). Но нету его следов — ни в археологии ни в хрониках.
Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколений (2000-3000 лет). В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин — "валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс", практически совпадающий с картой М. Довнар-Запольского.
По поводу имён — можно вспомнить, что единственного князя Литовского, чье происхождение известно достоверно — он был сыном Короля Руси, Даниила, — звали Шварн. А легендарного волата, на могиле которого стоит Могилев, звали Машека.
И поскольку Полоцкие летописи сгинули в московских закромах, мы можем сравнить имена князей Литовских с именами, которые до нас дошли достоверно из иных крыниц. Например, с именами из берестяных грамот Новгорода X-XI вв. — "Жизнобуд, Местята, Твердята, Жировит, Сдила...".
Т.е. славянство — как культурная парадигма, — меняла лингвистический контекст, но далеко не так быстро, как принято думать.
И про лингвистику. В прижизненных написаниях имен князей никогда не было окончаний "-ас". Т.е. если вы не пишете "Пушкинас" — не надо писать "Гедиминас".
А характерные имена жмудинов — "Мештойтис, Еньшайтис", — начали появляться в Метриках Литовских только после Грюнвальда — когда в исторической Самогитии появились первые города.
После здушэньня Восстания-1863 была создана Виленская археографическая комиссия по разбору древних актов XVI-XVIII вв. Основной целью — явно прописанной в предисловии, — было перетащить имя "Литвы" на "Жмудские земли" ради тезиса о "триедином народе".
Акты комисси это вообще интересный документ. И в контексте темы "имена" довольно показательный. Как Спис Войска Литовского XVI в. или документы с именами шляхты тутэйшай.
И эта легенда об "исконно христианской православной белорусии" тоже слегка врет. Даже полоцкую св. Софию строили два князя-язычника. Брячеслав — "что обращался к волхвам", и Всеслав — "чародей-ваўкалак". Первая масштабная попытка христианизации — крещение Двинских языческих камней в XII в., — осталась в памяти только в виде камней-артефактов.
Двинские камни Рогволод-Бориса и Крещение Литвы Витовта и Ягайло — самые значимые попытки христианизации Края со времен Торвальда Кодранссона, который и принес христанство в Полоцк.
К концу XII в. в нашем Крае было всего 2 (две) асобы, далучаныя да лику "святых". В Киево-Новгородских землях — около 40 человек. Такая вот некоторая разница в роли религии на местах.
Когда Финляндия стала независимой страной — стало модным переделывать свои фамилии на финский лад. Даже у аристократии. Так, поэт Эйнар Лённбом стал Эйно Лейно, седьмой президент Финляндии Юхан Хелльстен — Юхо Паасикиви и т. д.
А так да — по происхождению вся аристократия была шведской. Но финны почему-то не пытаются переименовывать Густава Вазу, основателя города Хельсинки.
Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.
Since 2014